Поклонение

§ 6. Поклонение

Словом «поклонение» в русскоязычной исламской литературе принято обозначать такой шариатский термин как «`Ибада». Практически во всех словах, которые были рассмотрены выше, мы затрагивали слово «поклонение». Когда мы говорили о Единобожии (Таухид), мы сказали, что поклонение должно посвящаться только Аллаху. Когда мы говорили о многобожии (ширк), то сказали, что посвящение поклонения кому-то помимо Аллаха является многобожием и выводит человека из Ислама. Когда мы говорили о Вере (Имане), то говорили, что она состоит из слов, дел и убеждений, естественно, что речь шла не просто о каких-то абстрактных действиях, а именно о делах поклонения. Также мы говорили об этом, затрагивая тему неверия (куфра). Слово «поклонение» играло очень важную роль, если не сказать центральную роль, когда мы обсуждали слово «божество» и смысл Шахады (Свидетельства). Напрашивается естественный вопрос «Если поклонение нельзя посвящать никому кроме Аллаха, так что же такое поклонение? Как нам определить его и отличить от того, что им не является, чтобы нам не впасть в многобожие (ширк) и неверие (куфр)?»

Нередко бывает, что слово «поклонение» в русском языке понимается как «совершение поклонов». В связи с этим некоторые люди недоумевают, когда их обвиняют в поклонении чему–то помимо Аллаха, в то время как они абсолютно не могут припомнить чтобы они хоть раз в жизни вообще кому-то или чему-то поклонились. Слово «поклонение» нередко воспринимается в гораздо более узком смысле, чем арабское слово «`Ибада». Поэтому каждый мусульманин должен иметь четкое представление, какой термин подразумевается в русскоязычной исламской литературе под словом «поклонение».

 

Языковое значение слова «`Ибада».

Это слово происходит от корня «`А+Б+Д» (ع+ب+د) и образуется от глагола «`АБаДа» (عَبَدَ), что значит: «покориться», «повиноваться», «подчиниться», «быть рабом», «быть безропотно смиренным», «поклоняться». Отглагольное имя «`ИБаДат» (عِبَادَةٌ) соответственно значит: «повиновение», «рабство», «раболепие, основанное на возвеличивании», «покорность», «подобострастие», «безропотная смиренность», «поклонение», «выполнение религиозных обрядов».

Первой буквой данного корня является буква «`айн» (ع), эта буква произносится при сжатии мышц гортани и не имеет аналогов в русском языке. При транскрибировании арабских слов с этим корнем я буду всегда сопровождать написание буквы «`айн» (ع) наклонным апострофом впереди буквы вот таким: [`] (не путайте со знаком ударения [ ̀ ] или с вертикальным апострофом, которым мы обозначали хамзу (ء)). Если буква «`айн» (ع) будет иметь огласовку, то я буду обозначать её следующим образом: «`И» или «`А» или «`У» в зависимости от огласовки. Если буква «`айн» (ع) не будет иметь огласовки, то в таком случае я буду писать апостроф без буквы, например, так: «мауД» (مَعْبُودٌ).

 

Другие слова арабского языка образованные от корня «`А+Б+Д» (ع+ب+د):

«`АБД» сущ. (عَبْدٌ) – раб, невольник.

«истиаД» сущ. (اسْتِعْبَادٌ) и «и`тиБаД» сущ. (اعْتِبَادٌ) – порабощение, рабовладение.

«`АБбаДа» глаг. (عَبَّدَ) – поработить, проторить/проложить (дорогу) (т.е. сделать так, чтобы она служила людям), обуздать верблюда.

«му`АБбаД» сущ. (مُعَبَّدٌ) — проторенный (путь), шоссированная (дорога).

«`АБиД» глаг. (عَابِدٌ) – поклоняющийся, поклонник.

«`УБуДат» сущ. (عُبُودَةٌ) – потомственное состояние рабства, когда сам человек и его отец являются рабами.

«`УБуДийят» сущ. (عُبُودِيَّة) – это слово является синонимом  предыдущему слову (`УБуДат)  и указывает на потомственное рабство, но также оно является синонимом слова  «‘УЛюХийят» (ألُوهِيَّةٌ), которое значит – поклонение. Поэтому «Таухид аль-Улюхийя» иногда называют «Таухидом аль-`Убудийя», смысл будет один: Единобожие в Поклонении.

«ааДа» глаг. (أَعْبَدَ) – поработить, отдать (раба) кому-либо во владение.

«`АБбаД» сущ. (عَبَّادٌ) – усердно поклоняющийся.

«`АБДийят» сущ. (عَبْدِيَّةٌ) – нахождение в состоянии рабства, описание социального статуса раба.

«мааД» сущ. (مَعْبَدٌ) – место поклонения, храм.

«та`АБбуД» сущ. (تَعَبُّدٌ) – занятость делами поклонения, поклонение, выполнение религиозных обрядов.

«мауД» сущ. (مَعْبُودٌ) – объект поклонения, тот, кому поклоняются. Синоним слова «ма‘ЛюХ» (مَأْلُوهٌ), которые мы упоминали при разборе слова «илях» (божество).

 

Понимание слова «`Ибада» (Поклонение) в Исламе

Как мы видим слово  «`Ибада» обозначает «рабство», этот смысл даёт более широкое понимание слова «`Ибада». Однако в русском языке оно всегда обозначается как «поклонение», потому что для нас важен, в первую очередь, терминологический смысл слова, и «поклонение» подходит для этого лучше всего. Во-первых, потому что лучше указывает на термин «`Ибада», а во-вторых, потому что слово «рабство» в русском языке воспринимается резко отрицательно и режет слух по той причине, что данное слово никогда не ассоциировалось в русском языке с поклонением Аллаху и всегда было связано только с угнетением, несправедливостью и бесправием.

Но мы в нашем анализе будем называть вещи своими именами, приятно это нашему уху или нет. Потому что быть рабом Аллаху, Творцу всего сущего — это не то же самое, что быть рабом подобному себе творению.  Быть рабом Аллаха и не быть рабом никому, кроме Него – это великая честь. Рабство Аллаху ценилось всеми пророками как одно из самых великих достоинств. Быть рабом Аллаха — это не унижение, потому что нет недостатка в том, чтобы быть рабом Всепокоряющего Аллаха, но недостаток в том, когда человек впадает в рабство таким же созданиям, как он сам или даже ниже него. Быть рабом Всесильного Аллаха — это не слабость,  но быть рабом бессильных людей, камней и прочих идолов — это есть истинная слабость. Смирить себя и укротить свою душу перед Всевышним не есть унижение, но раболепствовать перед немощными тварями, в этом заключено настоящее унижение.

Быть рабом Аллаху – это мудрость, потому что Ему мы принадлежим и к Нему наше возвращение.

Быть рабом Аллаху – это сила, потому что все творения Аллаха, ангелы, небеса, земли и прочие воинства Господа, все они рабы Аллаха, все они покорны Его Воле и все они на стороне верующих.

Быть рабом Аллаха – это престиж, потому что именно это будет иметь ценность в День Суда, именно этим будет гордиться человек. А те, кто отказался быть рабом Всевышнего Аллаха и стал  рабом нижайшего сатаны, будут опозорены и унижены.

Быть рабом Аллаха – это спокойствие, ибо Аллах Один, а творений много. Раб Аллаха стремится угодить только Одному Хозяину, а раб этого мира пытается угодить многим хозяевам, которым он покорился, начиная от идолов и икон и заканчивая своими желаниями, самомнением и общественным мнением.

Быть рабом Аллаху – честь и достоинство, потому что только это позволяет человеческим обществам сохранять высокую мораль и нравственность. А тот, кто сделал себя рабом своих желаний и подчинился своим страстям, для того нет пределов дозволенного, ему, по его мнению, можно все, и это превращает его в подобие животного в человеческом обличье.

Быть рабом Аллаха – это высшее счастье, потому что никто не войдёт в Рай, кроме Его искренних рабов, и никто не спасётся от Ада, кроме них.

При этом надо заметить, что не любое рабство будет вознаграждено Аллахом. Потому что рабство бывает двух видов:

1) обязательное рабство (аль-`убудийя аль-касрийя)
и
2) добровольное рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя).

Люди, отказывающиеся от добровольного рабства Аллаху, заблуждаются. Они думают, что абсолютно свободны и ничто их не держит, но это не так. Все люди в обязательном порядке являются рабами Аллаха, вне зависимости от того, осознают они это или нет, верят они в Аллаха или не верят, праведные они или нечестивые, райские они или адские, все они рабы своего Господа, Который создал их всех, владеет их телами, душами и судьбами. Никто из них не способен выйти за пределы Его Воли и Могущества, все они живут в пределах Его мироздания, по созданным Им законам бытия. Все люди без исключения вернутся к Нему и предстанут перед Его Судом, вне зависимости от своих убеждений, хотят они того или нет. Это называется «обязательным рабством» (аль-`убудийя аль-касрийя) о которой Всевышний сказал в следующих аятах Священного Корана:

أَفَغَيْرَ دِينِ اللّهِ يَبْغُونَ وَلَهُ أَسْلَمَ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ طَوْعاً وَكَرْهاً وَإِلَيْهِ يُرْجَعُونَ

«Неужели они желают иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены». (Коран 3: 83)

إِن كُلُّ مَن فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَنِ عَبْداً

«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба». (Коран 19: 93)

Что же касается добровольного осознанного рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя), то именно это в русском языке мы называем «поклонением», это когда человек сознательно убеждён в том, что Аллах — его Творец, его Владыка и Правитель, что только Он Один имеет право на  то, чтобы Ему поклонялись, и никто помимо Него не имеет такого права. Кто находится в рабстве у Аллаха по доброй воле и с довольством, тот поклоняется Ему с чувством абсолютной любви, с возвеличиванием и почтением, со страхом и надеждой, со смирением и кротостью, подчиняясь Его велениям и велениям Его посланника.

Этот вид рабства еще называется «шариатским рабством» или «шариатским поклонением», и только этот вид рабства (`Ибада) даёт человеку возможность войти в Рай и добиться довольства Всевышнего. Основами этого рабства является:

1) Абсолютное смирение (зуль) и кротость с возвеличиванием Аллаха

и

2) Абсолютная любовь (хубб) к Аллаху.

Это столпы, на которых зиждется осознанное рабство (`Ибада) перед Аллахом. И наличие одного из столпов не принесёт пользы без наличия второго. Аллах должен быть для человека любимей всего на свете и величественнее всего сущего. Никто не заслуживает абсолютной любви и абсолютной покорности кроме Аллаха (Велик Он и Славен).

Из сказанного понятно, что обязательное или принудительное рабство (аль-`убудийя аль-касрийя) — это более широкое понятие, которое охватывает собой все творения Аллаха без исключения. А сознательное рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя) — это более узкое понятие, это рабство, основанное на выполнении велений Всевышнего с абсолютной любовью и с абсолютным смирением. Те же, кто проявляет высокомерие и отказывается осознанно быть рабом своего Господа, не будут вознаграждены за то, что находились в принудительном рабстве, даже если они признавали Аллаха Творцом и Владыкой мироздания, но при этом поклонялись другим богам и не подчинялись законам Шариата.

Добровольное или сознательное рабство (аль-`убудийя аль-ихтиярийя) – это то рабство, которое мы называем «поклонением», ради которого Аллах создал людей и духов (джиннов), ради которого направил к людям пророков и посланников. Как сказал Всевышний Аллах:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись уДу) Мне». (Коран 51: 56)

وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ

«Мы отправили к каждой общине посланника: «ПоклоняйтесьуДу) Аллаху и отстраняйтесь от лжебогов!» (Коран 16: 35)

 

«`Ибада» (Поклонение) как термин Шариата

Учёные дали несколько определений слову «`Ибада» (Поклонение), при этом в своих определениях ученые освещали две разные стороны понятия «`Ибада» (Поклонение). В основном речь идёт о двух важных аспектах поклонения:

1) Первый Аспект. Некоторые учёные, давая определение слову «`Ибада» (Поклонение), хотели разъяснить, что есть «поклонение» в своей сущности, то есть, что человек должен испытывать в своём сердце и какую духовную работу он должен совершить, чтобы его дело считалось поклонением.

2) Второй аспект. Другие учёные, давая определение слову «`Ибада» (Поклонение), хотели разъяснить, каким образом определить, является ли то или иное дело «поклонением» или нет, какие действия внешне можно назвать поклонением, а какие оным не являются.

Первый аспект, по большей части, рассматривает духовный состав поклонения, его внутреннюю сущность и раскрывает значение слова «`Ибада» (Поклонение), как общее понятие и охватывает собой все виды поклонения сразу.

Второй аспект рассматривает каждый вид поклонения в отдельности, и указывает нам на критерии, по которым мы можем определить, можно ли назвать то или иное действие поклонением или нет.

Ниже мы приведём несколько определений, а затем рассмотрим, какой из этих двух аспектов раскрывается каждым из приведённых определений.

1) Определение первое: «`Ибада» (Поклонение) – это абсолютная любовь (к Аллаху) вместе с абсолютным смирением»[1].

2) Определение второе: «Сущность и дух «`Ибады» (Поклонения) заключается в утверждении и проявлении любви к Аллаху и безропотного смирения перед ним. Абсолютная любовь к Аллаху и абсолютная кротость перед Ним – это и есть суть поклонения, и если поклонение будет лишено этих двух основ или хотя бы одного из них, то поклонением оно уже не является. Сущность «`Ибады» (Поклонения) заключается в смирении и самоуничижении перед Аллахом, которая невозможна без абсолютной любви, которая стоит на первом месте, а все остальные проявления любви следуют за ней»[2].

3) Определение третье: «`Ибада» (Поклонение) – это общее наименование всего того, что любит Аллах и то чем Он доволен из слов и дел, как скрытых (душевных) так и явных»[3].

4) Определение четвёртое: «`Ибада» (Поклонение) Аллаху — это общее наименование всего того, что любит Аллах и то, чем Он доволен из убеждений, деяний сердца, деяний тела. Всё, что приближает человека к Аллаху, будь то действие или напротив оставление каких-либо определённых действий, является поклонением (`Ибада). И поэтому человек, оставляющий грехи и ослушание Аллаха, совершает поклонение (`Ибада) и тем самым приближается к своему Господу»[4].

5) Определение пятое: «`Ибада» (Поклонение) – это праведные дела, совершённые по собственному желанию (аль-ирадийя), которые совершаются ради Аллаха, и посвящаются только Ему Одному»[5].

Первые два определения раскрывают первый аспект поклонения, и указывают на то, чем оно является в своей сущности и что необходимо для его принятия.

Третье и четвёртое определения раскрывают второй аспект поклонения (`Ибада) и указывают на признаки, по которым дела поклонения отличаются от мирских дел. Если Аллах повелел что-либо, то значит, Он любит, когда Его раб совершает это дело и оно является поклонением. Если Аллах запретил что-либо, то значит, Он любит, когда Его раб оставляет запретное дело, и это оставление является поклонением. Если же мы не имеем в Коране или Сунне доводов, что, то или иное дело любимо Аллахом, то такое дело поклонением не является по определению.

Последнее пятое определение вкратце указывает на оба аспекта.

Разница между Поклонением и Единобожием в Поклонении. Выше мы достаточно подробно затрагивали тему «Единобожия в Поклонении», поэтому, говоря о Шариатском термине «Поклонение» (`Ибада) стоит сказать о разнице между этими понятиями:

«Поклонение» (`Ибада) – это само деяние, посредством которого человек приближается к Аллаху.

«Единобожие в Поклонении» (Таухид аль-Улюхийя) – это посвящение данных дел поклонения только Аллаху и отказ от посвящения их кому-либо помимо Него.

 

Условия принятия поклонения (`Ибада)

Никакое поклонение не будет принято, если не будет удовлетворять двум необходимым условиям

1) Искренность (Ихляс) перед Аллахом.

2) Соответствие Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Или другими словами так:

1) Чтобы дело было посвящено только Одному Аллаху и полностью соответствовало Единобожию (Таухиду).

2) Чтобы дело было совершено в соответствии с Шариатом (т.е. с Кораном и Сунной), который был передан нам через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Шейху-ль-Ислам ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Религия сосредоточена в двух основах: чтобы мы не поклонялись никому кроме Аллаха, и чтобы мы не поклонялись Ему в соответствии с чем-либо, кроме Его Шариата, то есть, чтобы мы не поклонялись Ему посредством нововведений. Всевышний сказал:

فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلاً صَالِحاً وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَداً

 «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния[6] и никому не поклоняется наряду со своим Господом». (Коран 18: 110)

В этом заключается исповедание двух свидетельств Ислама (шахадатейн), свидетельства, что «нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» и свидетельства, что «Мухаммад посланник Аллаха». В первом свидетельстве мы говорим, что не будем поклоняться никому помимо Него, а во втором свидетельстве мы говорим, что Мухаммад – это Его посланник, который довёл до нас Его Религию, и мы обязуемся верить тому, о чем он нас оповестил и подчиняться его приказам»[7].

Ибн аль-Кайим говорил: «Дело без искренности (Ихляс) и без следования пророку (мир ему и благословение Аллаха) подобно путнику, который набивает свои сумки песком, это добавляет тяжести, но не приносит пользы».

Кто желает поклоняться Аллаху, тот обязан соблюдать оба условия, и лозунгом каждого поклоняющегося должны быть слова «О Аллах, я хочу приблизиться к Тебе тем путём, который угоден Тебе».[8]

Всевышний Аллах сказал:

تَبَارَكَ الَّذِي بِيَدِهِ الْمُلْكُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ   الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلا الْعَزِيزُ

«Благословен Тот, в Чьей Руке власть, Кто способен на всякую вещь, Кто сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся самыми наилучшими» (67.Аль-Мульк: 1-2).

Относительно слов Аллаха «…самыми наилучшими» аль-Фудайль ибн `Ийяд (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «То есть, самыми искренними и самыми правильными». Люди спросили его: «О Абу Али! Какие дела самые искренние и самые правильные?» Он ответил им: «Если дело будет искренним, но неправильным, то дело не будет принято. Если дело будет правильным, но неискренним, то оно не будет принято. Искреннее дело – это то, которое посвящено только Аллаху, а правильное – это то, которое сделано в соответствии с Сунной пророка (мир ему и благословение Аллаха)»[9].

Поэтому если какое-то из дел поклонения утратит хотя бы одно из этих двух условий, то оно не будет действительным и не будет принято Всевышним Аллахом.

Например:

Если человек совершает молитву (намаз) не ради Аллаха, но внешне все действия соответствуют Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), то такая молитва не будет принята. Почему? Потому что она не отвечает первому условию, данная молитва утратила искренность (ихляс). Всевышний Аллах сказал:

وَلَوْ أَشْرَكُواْ لَحَبِطَ عَنْهُم مَّا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«Но если бы они приобщили сотоварищей, то стало бы тщетным все, что они совершали». (Коран 6: 88)

Если же человек совершает молитву (намаз) исключительно ради Аллаха, но совершает её не так, как научил нас пророк (мир ему и благословение Аллаха), а каким-то иным способом, то такая молитва тоже не будет принята. Почему? Потому что при её выполнении не было соблюдено второе условие, она не соответствовала Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

من عمل عملا ليس عليه أمرنا فهو رد

«Кто совершит какое-либо дело [в религии], которое не соответствует нашей религией (т.е. Шариату), то его дело будет отвергнуто» (хадис привел Муслим).

من أحدث في أمرنا هذا ما ليس منه فهو رد

«Кто введёт в наше дело (т.е. в Шариат) то, что к нему не относится, то его дело будет отвергнуто» (хадис привели аль-Бухари и Муслим).

На самом деле эти два условия являются неразрывными. Дело не может быть искренним и чистым перед Аллахом на сто процентов, если не будет соответствовать Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), также как и соответствие Сунне невозможно без абсолютной чистоты намерений и Единобожия.

 

Виды поклонения (`Ибада)

То, что мы называем поклонением, как мы уже узнали, может быть связано не только с поклонами. Поклонение (`Ибада) – это более широкое понятие, которое может проявляться с словах, делах, может совершаться сердцем, а может включать в себя все вместе. Но так или иначе все они взаимосвязаны. Приведём несколько примеров поклонения:

1) Поклонение словами: произнесение слов Шахады (свидетельства Ислама), поминание Аллаха (зикр), мольбы к Аллаху (дуа), мольба о помощи (исти`ана), обращение к защите Аллаха (исти`аза).

2) Поклонение делами: борьба на пути Аллаха, выдача закята (обязательного пожертвования), милостыни (садака), удаление мусора и препятствий с дороги.

3) Поклонение сердцем: стыдливость, любовь к Аллаху, страх перед Аллахом, надежда на Аллаха.

4) Поклонение совершаемое одновременно словами, делами и сердцем: например, молитва (намаз), паломничество (хадж) и пост (сыям).

Также существуют и другие виды поклонения, такие как правдивость, надёжность при хранении доверенного, почтение к родителям, поддержание родственных уз, преданность в договорах и обязательствах, побуждение к одобряемому, запрещение порицаемого, борьба с лицемерами, призыв к Исламу, оказание благодеяний бедным, слабым, рабам, вдовам, сиротам, путникам и животным, заклание жертвенных животных, обетование (назр), упование на Аллаха, покаяние, мольба о прощении грехов.

Данное разделение весьма условно потому что, например, Шахада (свидетельство Ислама) без дел – недействительна, милостыня без надежды на награду Аллаха – мертва, любовь к Аллаху без подтверждения этой любви словом и делом – не имеет смысла, и это касается всех дел поклонения. Данное разделение сделано только по тем признакам, которые являются наиболее явными в том или ином виде поклонения.

Все указанные виды поклонения нельзя посвящать кому-то помимо Аллаха, и кто посвящает их не Аллаху, тот совершает многобожие (ширк).

Остальные части книги §1, §2, §3, §4, §5, §6, §7, §8
Скачать книгу (PDF)

«Важные слова»
Абу Ясин Р. Маликов
www.whyislam.ru

  • [1] См.: «Аль-Кафия аш-шафия фи аль-интисар ли-ль-фиркати ан-наджия», ибн аль-Кайим, стр. 32.
  • [2] См.: «Аль-Хакк аль-вадых аль-мубин», Абдуррахман ас-Са`ади, стр. 59-60.
  • [3]  См.: «аль-`Убудийя», Шейх-уль-Ислам ибн Таймийя, стр. 38.
  • [4] См.: «Шейх Абдуррахман ибн Са`ад ива джухудуху фи таудых аль-акыда», стр. 162.
  • [5] См.: «`Убудийяту аль-каинат ли Рабби-ль-`алямин», Фарид ат-Туни, стр. 25.
  • [6] Праведными деяниями являются лишь те, которые соответствуют Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
  • [7] См.: «Аль-`Убудийя», стр. 170.
  • [8] Путь же угодный Аллаху можно только узнать посредством того, что узаконил нам Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
  • [9] См.: «Аль-`Убудийя», стр. 76.

]]>]]>