Почему ислам призывает к уважению к правам женщин?

Ислам, как и любая мировая религия, играет важную роль в формировании ценностей и моральных норм общества. Одной из ключевых тем, которая часто вызывает интерес и порой недоразумения, является положение женщин в исламе. Вопреки распространенным стереотипам, ислам на самом деле уделяет большое внимание правам женщин, их достоинству и защите. 

<

Ислам как религия уважения к женщине

Прежде чем рассматривать конкретные аспекты, важно отметить, что ислам не рассматривает женщину как объект, но как полноправного члена общества, равного мужчине в глазах Бога. В Коране, святой книге ислама, множество стихов подчеркивают важность уважения к женщине, ее правам и обязанностям. Одна из самых известных цитат из Корана говорит:

"И они (женщины) — как ваша одежда, а вы — как их одежда" (Коран, 2:187).

Эта метафора символизирует близкие и уважительные отношения между мужчинами и женщинами, где оба партнера поддерживают и защищают друг друга. Ислам утверждает, что мужчина и женщина созданы равными в своей духовной ценности, и их обязанности и права сбалансированы.

Равенство мужчин и женщин в духовной жизни

Одной из важных особенностей ислама является то, что как мужчинам, так и женщинам предоставляются равные права в духовной жизни. Они оба обязаны следовать предписаниям Корана, молиться, поститься, совершать хадж и следовать исламским законам. Коран прямо говорит, что все люди, независимо от их пола, несут ответственность за свои поступки и могут рассчитывать на вознаграждение за добрые дела.

"Тот, кто совершает праведные дела, будь то мужчина или женщина, и является верующим, те войдут в Рай..." (Коран, 40:40).

Таким образом, оба пола оцениваются одинаково по их вере и действиям, и никто не имеет преимущества перед Богом в вопросах духовности из-за пола.

Право на образование и профессиональную деятельность

Ислам также активно призывает женщин к получению знаний. В самом первом откровении, которое пришло пророку Мухаммаду, было сказано: "Читай!" (Коран, 96:1), что является приглашением к обучению и накоплению знаний. Это призыв к образованию касается как мужчин, так и женщин, и на протяжении всей истории мусульмане, включая женщин, делали огромные вклад в науку, медицину, литературу и другие области.

В истории исламского мира были великие женщины-ученые, философы, врачеватели и правительницы, что подтверждает важность образования для женщин. Религия не ограничивает женщин в выборе профессии или рода деятельности, если это соответствует нормам нравственности и не противоречит исламским ценностям.

Право на наследство

Одним из важнейших аспектов прав женщин в исламе является право на наследство. В отличие от многих культур и религий, которые исторически лишали женщин наследственных прав, ислам установил четкие нормы, согласно которым женщина имеет право на долю в наследстве. Конечно, доля женщин в наследстве в некоторых случаях может быть меньше, чем у мужчин, но это обусловлено социальными и экономическими обязательствами, которые ложатся на мужчин в семье.

"Для мужчины доля, как для двух женщин." (Коран, 4:11).

Задача мужчины — обеспечить семью материальными средствами, и это отражает систему социальной ответственности, в рамках которой женщина получает свою долю, но ее обязанности отличаются от обязанностей мужчины в семейном контексте.

Уважение и защита прав женщин в браке

Ислам подчеркивает важность уважения, любви и заботы в отношениях между мужем и женой. Ключевым моментом в браке является то, что супруги обязаны поддерживать друг друга. Мужчина в исламе призван быть защитником и кормильцем своей семьи, но это не означает, что женщина должна быть подчинена. Напротив, исламский брак рассматривается как партнерство, основанное на взаимном уважении и любви.

Пророк Мухаммад говорил: "Лучшие из вас те, кто лучше всего относится к своим женам." (Сахих аль-Бухари). Эта фраза подчеркивает, что уважение и забота о жене является важнейшим качеством истинного мусульманина.

Право на личную собственность

Ислам гарантирует женщине право на личную собственность, которая принадлежит ей и которая не может быть захвачена или использована другим человеком без ее согласия. Это касается не только имущества, но и доходов женщины. Муж или другие родственники не имеют права распоряжаться ее деньгами или собственностью без ее разрешения. В то время как мужчина может быть ответственным за обеспечение семьи, женщина имеет право распоряжаться своими средствами, как ей удобно.

Ислам и современные вызовы

Нужно отметить, что в некоторых странах, где ислам практикуется, женщины сталкиваются с серьезными ограничениями, которые могут быть результатом культурных или политических факторов, а не религиозных предписаний. Важным аспектом является то, что в исламском учении внимание к правам женщин всегда было основано на принципах справедливости, уважения и заботы.

Некоторые практики, такие как ограничение свободы женщин или их права на участие в общественной жизни, не являются следствием ислама, а скорее результатом неправильной интерпретации религиозных норм и традиций. Истинное учение ислама призывает к уважению достоинства каждого человека, независимо от его пола.

Ислам является религией, которая призывает к уважению прав женщин, поддерживает их в получении образования, в праве на собственность и наследство, а также в создании равноправных отношений в семье и обществе. Стереотипы, связанные с угнетением женщин в исламе, часто являются результатом культурных и исторических факторов, а не самой религии. Важно помнить, что исламский подход к женщинам основывается на уважении, справедливости и заботе, и это следует принимать во внимание при изучении истинных ценностей этой религии.

 

Подготовлено: Тамкин Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru

  • [1] См. «Ас-сира ан-набавия», Ибн Исхак, 1/249
  • [2] Передал ат-Табарани со слабой цепочкой передатчиков

]]> ]]>

27 комментариев

  1. Роза

    Много нового узнала, спасибо

  2. lola

    subhanALLAH….спасибо за ссылку,узнала много нового!

  3. Абу Ахмад

    Ассаламу алейкум!
    машаЛлах. Отличная статья.
    Спасибо

  4. Ильдар Рафисович

    действительно, не знал некоторые пункты. ЖазокумуЛЛАХу хайрон.

  5. Н.Б.

    Салам алейкум
    Благодарю за старания.
    С уважением Н.Б.

  6. Ислам

    красиво особенно  Как минимум, пять раз в день верующие направляются телом в сторону Каабы при совершении намазов. И подобно тому, как все мусульмане едины во время намаза, им нужно научиться быть едиными и в жизни, объединившись на правильных вероубеждениях и праведных делах.АМИНЬ

  7. али михайлов

    А можно подробности насчет сектантов, укравших черный камень? Где можно почитать эту историю?

  8. АБДУЛЛАХ

    МИР ВСЕМ! Я ПЛЫШАЛ ЧТО ЭТО СЕКТАНТСКАЯ ГРУППА -«секты курмутидов (карматов)- ШИИТЫ РАФИДИТЫ, С НИМИ БОРОЛСЯ СУЛТАН МАХМУД…… ВЕРНО ЛИ ЭТО? ДАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА БОЛШЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭТОМ КТО ЗНАЕТ!

  9. Yasin Abdulla

    Саламун Алейкум всем мусульманам  братьям и сёстрам.Кто знает в каком году было нападение на Кабу ?Я слышал у инженера из Турции что он был свидетелем одного нападения когда он там работал.Это было примерно в конце 70-х…Но они не смогли тогда зделать вред Хаджарул Асведу …

  10. Muslimah

    Джазакум Аллаху хайран за статью!

  11. медина

    ДжазикиЛлаху хайран,
    Узнала много нового.

  12. Виктория

    Я православная-уважение испытываю к ВАМ!Пусть Всевышний хранит всех нас!

  13. Abu Abdullah

    Ассаламу алайкум дорогие братья и сестры! Хвала Аллаху что вы есть! Я Вас всех люблю! Спасибо за интересную инфу про Каабу. Дай Аллах всем нам побывать там и совершить хадж вместе! Аминь!

  14. ....

    Ассаламу алайкум. огромное спасибо Вам за вашу статью

  15. Ибрагим

    Алаху Акбар!

  16. Абдигаппор

    Алхамдулиллох!!! Алхамдулиллох!!! Алхамдулиллох!!!

  17. naila

    О Чёрном камне говорится и в Библии, там  упоминается краеугольный камень- камень  мироздания:
    Матф. 21:42, 43: «Иисус сказал им [иудейским старшим священникам и старейшинам в Иерусалиме]: „Неужели вы никогда не читали в Писаниях: „Камень, который отвергли строители, стал главным угловым камнем. Это сделано Иеговой и удивительно в наших глазах“? Поэтому говорю вам: царство Бога будет отнято у вас и дано народу, приносящему его плоды“»;
    44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. 

    «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Петр 2, 6)

    Передают со слов Абдуллы ибн аль-Амра ибн аль-Аса, 
    что посланник Аллаха сказал: «Черный камень и макам 
    Ибрахима — это два из драгоценных камней рая. Аллах пога-
    сил их свет, а если бы Он не погасил их свет, то они освети-
    ли бы все между востоком и западом» (Ахмад, ибн Хузайма).

  18. Абу Ясин

    Аллах знает лучше о чём написано в книгах христиан, но если эти слова истина, то больше подходит, что краеугольный камень это сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), как об этом говорится в достоверном хадисе:
    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал «Поистине, притча обо мне и других пророках бывших до меня, такова: некий человек, добротно построил дом и украсил его, но не установил краеугольный камень. И люди начали обходить дом и он понравился им, и они сказали: «Почему не был уложен этот камень?», и Пророк  сказал: «Я и есть тот камень, и я – печать пророков» (Бухари).

  19. Абуусман

    ДжазакАллаху хойран!

  20. Ирина

    В какую сторону надо поворачиваться для молитвы, находясь в ровно противоположной от Каабы точке Земли?

  21. Анжела

    Здравствуйте, Ирина, попробую ответить на Ваш вопрос исходя из того, что знаю. Прошу знающих братьев поправить меня, если допущу ошибку. 
    Для начала нужно определить, где находится эта самая точка. Если она располагается где-то посреди океана (о чем я читала в разных источниках), то отпадает всякая практическая необходимость в данном вопросе. Если нет, то мы знаем, что направление в сторону Каабы (кыбла) подразумевает единение мусульман, в том числе духовное, когда у них есть общий центр, куда они съезжаются  на хадж и умру. Нет цели ходить с линейкой и метром и скрупулезно выяснять направление, когда мусульманин молится, он вычисляет направление примерно, ислам — легкая религия. Если он сам не знает ответ на тот или иной практический вопрос подобный Вашему, то спрашивает у ученых этой общины. Как Всевышний говорит в Коране (перевод смыслов): «Спрашивайте у обладателей знания, если вы не знаете». И если нет прямого ответа на вопрос в Коране и сунне, то ученые выносят правовое постановление (фатву) основываясь опять таки на Коране и сунне, а не беря ответ с потолка. Это фикх, практика которого появилась еще во время пророка, мир ему, чтобы у мусульман всегда был ответ на все вопросы, в том числе современные.
    Если же нет возможности задать вопрос ученому (тем, кто лучше всех разбирается в Коране и сунне), то мусульманин руководствуется в своей жизни аятом из Корана: «Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (ат-Тагъабун 64: 16). То, что мусульманин не знает и не может узнать, что он не может изменить, ни в его силах, безвыходные ситуации и т. п., то ему прощено, а также, что он забыл потому, что эта религия — религия легкости.
    Если Вы, Ирина, являетесь на данный момент христианкой или иудейкой, то хотелось бы поинтересоваться : а как решается подобный вопрос в Вашей религии, ведь согласно Ветхому Завету направляться в молитве нужно в сторону Иерусалима. Хотя, на самом деле, человек живущий в мире с Богом не задается подобными вопросами не несущими ему никакой практической пользы. Это выглядит как попытка найти противоречие, несостыковку даже в таком простом вопросе, как объединение верующих на едином центре. Хотя я не утверждаю, что такова Ваша цель, Бог знает о намерениях души.

  22. Анжела

    Вот еще что по этой теме нашла: «Дело в том, что Земля, геометрически, вовсе не шар, а элипсоид Красовского. 
    Направление можно вычислить.»

    В любом случае, как я уже в первом своем комментарии упомянула: нужно обращатся за фатвой к ученым.

  23. Джамшед

    Спасибо за информацию!

  24. Зейд

    Почему в первые годы распространения Ислама киблой были остатки иудейского храма в Кудсе (Иерусалиме), а не другие киблы в других арабских городах?

  25. Анжела

    «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернется вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям.» (2:143)
    Из тафсира шейха Саади:
    «… еют право только справедливые мусульмане.
    Затем Всевышний Аллах сообщил, что предписал мусульманам поначалу во время намазов поворачиваться лицом в сторону Иерусалима, чтобы узнать, кто последует за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, а кто повернется вспять. В этом откровении имеется в виду знание, на основании которого Аллах может вознаградить или наказать Своих рабов. Безусловно, Аллаху известно обо всех событиях еще до того, как они происходят, однако на основании такого знания Он не вознаграждает и не наказывает людей, поскольку божественная справедливость совершенна и поскольку Аллах желает довести истину до сведения всех рабов, дабы они не могли оправдаться собственной неосведомленностью. Когда же люди совершают деяния, они удостаиваются за них либо вознаграждения, либо наказания.
    Из всего сказанного следует, что Аллах предписал мусульманам поначалу во время намазов обращаться лицом в сторону Иерусалима, чтобы подвергнуть их испытанию и определить тех, кто уверовал в Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и готов следовать за ним при любых обстоятельствах. Верующий обязан поступать так, поскольку он является рабом, который зависит от воли Аллаха и обязан выполнять Его повеления. Более того, в предыдущих Писаниях сообщалось, что во время намазов правоверные будут поворачиваться лицом в сторону Каабы. И поэтому повеление поворачиваться лицом в ее сторону должно было приумножить веру и покорность всякого, кто действительно стремился следовать истине. Что же касается грешников, которые повернули вспять, отвернулись от истины и принялись потакать своим желаниям, то ниспосланное повеление лишь приумножило их неверие и смятение, и поэтому они стали оправдывать свои злодеяния порочными доводами, которые зиждились на сомнении и не опирались на истинное знание.
    Повернуться лицом в сторону Каабы оказалось тяжело для всех, кроме истинных верующих, которых Аллах повел прямым путем. Они оценили милость Аллаха, признали ее и возблагодарили своего Господа за то, что им позволено поворачиваться лицом к великой мечети, которая превосходит все остальные места на земле, посещение которой является одним из столпов ислама и смывает совершенные грехи и прегрешения. Именно осознание этого облегчило верующим выполнение Божьего повеления, хотя для всех остальных это повеление явилось тяжелым бременем.
    Затем Всевышний Аллах сообщил, что Он никогда не даст пропасть вере мусульман. Не подобает Всевышнему предавать забвению веру Своих рабов. Подобное невероятно и невозможно, и откровение об этом является великой благой вестью для каждого, кого Аллах почтил обращением в ислам и в правую веру. Аллах непременно сохранит их веру и не даст ей пропасть, причем Его забота проявляется в двух формах. Во-первых, Он оберегает веру Своих рабов от тревожных испытаний, порочных воззрений и всего, что может разрушить, испортить или уменьшить ее. Во-вторых, Он приумножает веру Своих рабов и вдохновляет их на деяния, которые приумножают их веру и усиливают их убежденность.
    Аллах одарил их верой, когда впервые привел их в лоно Своей религии, и Он непременно сохранит их веру и окажет им совершенную милость, приумножив их убежденность, увеличив их вознаграждение, защитив их от печали и досады. Если же мусульман постигают испытания, их целью является выявление истинных верующих от лжецов. Подобные испытания очищают правоверных и выявляют их правдивость.
    Но может возникнуть ошибочное предположение о том, что очередное повеление Аллаха стало причиной, по которой некоторые правоверные отреклись от веры, ведь Всевышний Аллах сказал, что посредством этого повеления были выявлены те, кто последовал за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, и те, кто повернул вспять. Для того чтобы предотвратить появление подобных ошибочных суждений, Аллах сообщил, что никогда не даст пропасть вере истинных правоверных, поскольку тяжесть любого испытания всегда оказывается соразмерной с их верой.
    Аллах также не даст пропасть вере тех правоверных, которые скончались до того, как мусульманам было приказано во время намазов поворачиваться лицом в сторону Каабы. В свое время они должным образом повиновались Аллаху и Его посланнику и готовы были повиноваться Ему во все времена. Этот коранический аят является одним из доводов приверженцев Сунны и единой общины в пользу того, что деяния являются частью веры.
    Затем Аллах сообщил о Своем безграничном милосердии и сострадании к людям. Благодаря этим качествам Аллах довел до конца милость, которую начал оказывать Своим искренним рабам; провел различия между ними и лицемерами, которые уверовали только на словах и чьи сердца не прониклись верой; подверг верующих испытанию, которое приумножило их убежденность и вознесло их на более высокие ступени; а также обратил их лица к самой славной и самой великой мечети.»

  26. Диляра

    Спасибо!!!!!!

  27. khava

    субханаЛЛагь,да вознаградит Аллах создателей это сайта 

Пинги и трекбэки

  1. 15 фактов о Пророческой мечети в Медине, которых вы, возможно, ещё не знали «Ислам — религия Аллаха!