История и эволюция Торы в исламе: как менялось её восприятие

Тора, как священная книга иудаизма, занимает важное место в религиозной традиции иудеев. Однако её значение и восприятие также существенно связано с исламом, где Тора рассматривается как одна из предыдущих священных книг, переданных человечеству. В исламской традиции Тора, наряду с другими писаниями, имеет важное место, но восприятие её изменялось на протяжении истории. Этот процесс изменения восприятия Торы в исламе является важным элементом для понимания взаимоотношений между религиями и восприятия древних текстов мусульманами.

<

Тора в исламе: общие положения

В Коране, который является основным источником исламских учений, Тора упоминается как одна из книг, посланных пророкам. Тора, как и Псалмы (Забур) Давида, Евангелие (Инджил) Иисуса и Коран, рассматривается как слово Божье, которое пришло к людям через пророков. Важность Торы в исламе заключается в том, что она была отправлена пророку Мусе (Моисею), который является одним из великих пророков, почитаемых в исламе. В Коране о Торе говорится, что она является руководством для народа Израиля, содержащим закон Божий.

Пророк Муса упоминается в Коране более 130 раз, что свидетельствует о его значимости для мусульман. Тора в исламской традиции рассматривается как Божий откровение, которое было дано людям, чтобы направить их к праведности. Однако ислам утверждает, что из-за человеческого вмешательства Тора, как и другие священные книги, была изменена и утратила свою первоначальную чистоту. Это отличие от иудейского подхода, который рассматривает Тору как неизменный и вечный источник.

Эволюция восприятия Торы в исламе

Изменения восприятия Торы в исламе происходили в контексте развития исламской цивилизации и её взаимодействия с другими религиями. В самом начале мусульмане относились к Торе как к значимой части божественного откровения. Пророк Мухаммед, будучи сведущим в религиозных текстах, часто обращался к Торе и другим священным книгам, чтобы показать, как их учения искажались со временем.

В раннем исламе, в VII-VIII веках, мусульманские учёные активно исследовали Тору, а также и другие священные тексты, такие как Библия и Талмуд. Одним из основных аспектов мусульманского подхода к Торе была идея о том, что ислам является продолжением и завершением всех предыдущих откровений. Мусульмане признавали, что Тора была данана Моисею, но утверждали, что последующие изменения и искажения текстов сделали её не полностью достоверной.

С развитием исламской науки, особенно в эпоху Золотого века ислама (VIII-XIII века), мусульманские учёные начали более тщательно исследовать библейские и еврейские тексты. Исламская культура развивала философию, theology и другие научные дисциплины, что в свою очередь приводило к глубоким дискуссиям о значении Торы и других религиозных текстов.

Современное восприятие Торы в исламе

В современном исламе отношение к Торе остаётся значимым, однако оно претерпело некоторые изменения. Современные мусульманские учёные и теологи воспринимают Тору как часть божественного откровения, но с пониманием того, что её тексты могут быть искажены в процессе передачи и написания. В последние десятилетия, с развитием межрелигиозных диалогов, мусульмане начали смотреть на Тору не только как на источник религиозных разногласий, но и как на исторический и культурный памятник, который имеет значение для понимания истории и религиозной мысли.

Влияние Торы на исламские учения продолжает оставаться актуальным, особенно в контексте обсуждения библейских пророков и важности закона Божьего. В то же время мусульмане признают, что Коран является окончательным и неизменным откровением, которое подтверждает истины, изложенные в Торе, но с более точным и ясным объяснением.

История восприятия Торы в исламе является примером того, как священные тексты разных религий могут взаимодействовать и влиять друг на друга. Ислам признаёт Тору как важную часть божественного откровения, но с пониманием, что она подверглась искажениям с течением времени. Эволюция восприятия Торы в исламе отражает стремление мусульман сохранять уважение к предыдущим книгам, одновременно подчеркивая уникальность и завершённость Корана.

 

Подготовлено: Тамкин Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru

  • [1] См. «Ас-сира ан-набавия», Ибн Исхак, 1/249
  • [2] Передал ат-Табарани со слабой цепочкой передатчиков

]]> ]]>

27 комментариев

  1. Роза

    Много нового узнала, спасибо

  2. lola

    subhanALLAH….спасибо за ссылку,узнала много нового!

  3. Абу Ахмад

    Ассаламу алейкум!
    машаЛлах. Отличная статья.
    Спасибо

  4. Ильдар Рафисович

    действительно, не знал некоторые пункты. ЖазокумуЛЛАХу хайрон.

  5. Н.Б.

    Салам алейкум
    Благодарю за старания.
    С уважением Н.Б.

  6. Ислам

    красиво особенно  Как минимум, пять раз в день верующие направляются телом в сторону Каабы при совершении намазов. И подобно тому, как все мусульмане едины во время намаза, им нужно научиться быть едиными и в жизни, объединившись на правильных вероубеждениях и праведных делах.АМИНЬ

  7. али михайлов

    А можно подробности насчет сектантов, укравших черный камень? Где можно почитать эту историю?

  8. АБДУЛЛАХ

    МИР ВСЕМ! Я ПЛЫШАЛ ЧТО ЭТО СЕКТАНТСКАЯ ГРУППА -«секты курмутидов (карматов)- ШИИТЫ РАФИДИТЫ, С НИМИ БОРОЛСЯ СУЛТАН МАХМУД…… ВЕРНО ЛИ ЭТО? ДАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА БОЛШЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭТОМ КТО ЗНАЕТ!

  9. Yasin Abdulla

    Саламун Алейкум всем мусульманам  братьям и сёстрам.Кто знает в каком году было нападение на Кабу ?Я слышал у инженера из Турции что он был свидетелем одного нападения когда он там работал.Это было примерно в конце 70-х…Но они не смогли тогда зделать вред Хаджарул Асведу …

  10. Muslimah

    Джазакум Аллаху хайран за статью!

  11. медина

    ДжазикиЛлаху хайран,
    Узнала много нового.

  12. Виктория

    Я православная-уважение испытываю к ВАМ!Пусть Всевышний хранит всех нас!

  13. Abu Abdullah

    Ассаламу алайкум дорогие братья и сестры! Хвала Аллаху что вы есть! Я Вас всех люблю! Спасибо за интересную инфу про Каабу. Дай Аллах всем нам побывать там и совершить хадж вместе! Аминь!

  14. ....

    Ассаламу алайкум. огромное спасибо Вам за вашу статью

  15. Ибрагим

    Алаху Акбар!

  16. Абдигаппор

    Алхамдулиллох!!! Алхамдулиллох!!! Алхамдулиллох!!!

  17. naila

    О Чёрном камне говорится и в Библии, там  упоминается краеугольный камень- камень  мироздания:
    Матф. 21:42, 43: «Иисус сказал им [иудейским старшим священникам и старейшинам в Иерусалиме]: „Неужели вы никогда не читали в Писаниях: „Камень, который отвергли строители, стал главным угловым камнем. Это сделано Иеговой и удивительно в наших глазах“? Поэтому говорю вам: царство Бога будет отнято у вас и дано народу, приносящему его плоды“»;
    44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка. 

    «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Петр 2, 6)

    Передают со слов Абдуллы ибн аль-Амра ибн аль-Аса, 
    что посланник Аллаха сказал: «Черный камень и макам 
    Ибрахима — это два из драгоценных камней рая. Аллах пога-
    сил их свет, а если бы Он не погасил их свет, то они освети-
    ли бы все между востоком и западом» (Ахмад, ибн Хузайма).

  18. Абу Ясин

    Аллах знает лучше о чём написано в книгах христиан, но если эти слова истина, то больше подходит, что краеугольный камень это сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), как об этом говорится в достоверном хадисе:
    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал «Поистине, притча обо мне и других пророках бывших до меня, такова: некий человек, добротно построил дом и украсил его, но не установил краеугольный камень. И люди начали обходить дом и он понравился им, и они сказали: «Почему не был уложен этот камень?», и Пророк  сказал: «Я и есть тот камень, и я – печать пророков» (Бухари).

  19. Абуусман

    ДжазакАллаху хойран!

  20. Ирина

    В какую сторону надо поворачиваться для молитвы, находясь в ровно противоположной от Каабы точке Земли?

  21. Анжела

    Здравствуйте, Ирина, попробую ответить на Ваш вопрос исходя из того, что знаю. Прошу знающих братьев поправить меня, если допущу ошибку. 
    Для начала нужно определить, где находится эта самая точка. Если она располагается где-то посреди океана (о чем я читала в разных источниках), то отпадает всякая практическая необходимость в данном вопросе. Если нет, то мы знаем, что направление в сторону Каабы (кыбла) подразумевает единение мусульман, в том числе духовное, когда у них есть общий центр, куда они съезжаются  на хадж и умру. Нет цели ходить с линейкой и метром и скрупулезно выяснять направление, когда мусульманин молится, он вычисляет направление примерно, ислам — легкая религия. Если он сам не знает ответ на тот или иной практический вопрос подобный Вашему, то спрашивает у ученых этой общины. Как Всевышний говорит в Коране (перевод смыслов): «Спрашивайте у обладателей знания, если вы не знаете». И если нет прямого ответа на вопрос в Коране и сунне, то ученые выносят правовое постановление (фатву) основываясь опять таки на Коране и сунне, а не беря ответ с потолка. Это фикх, практика которого появилась еще во время пророка, мир ему, чтобы у мусульман всегда был ответ на все вопросы, в том числе современные.
    Если же нет возможности задать вопрос ученому (тем, кто лучше всех разбирается в Коране и сунне), то мусульманин руководствуется в своей жизни аятом из Корана: «Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (ат-Тагъабун 64: 16). То, что мусульманин не знает и не может узнать, что он не может изменить, ни в его силах, безвыходные ситуации и т. п., то ему прощено, а также, что он забыл потому, что эта религия — религия легкости.
    Если Вы, Ирина, являетесь на данный момент христианкой или иудейкой, то хотелось бы поинтересоваться : а как решается подобный вопрос в Вашей религии, ведь согласно Ветхому Завету направляться в молитве нужно в сторону Иерусалима. Хотя, на самом деле, человек живущий в мире с Богом не задается подобными вопросами не несущими ему никакой практической пользы. Это выглядит как попытка найти противоречие, несостыковку даже в таком простом вопросе, как объединение верующих на едином центре. Хотя я не утверждаю, что такова Ваша цель, Бог знает о намерениях души.

  22. Анжела

    Вот еще что по этой теме нашла: «Дело в том, что Земля, геометрически, вовсе не шар, а элипсоид Красовского. 
    Направление можно вычислить.»

    В любом случае, как я уже в первом своем комментарии упомянула: нужно обращатся за фатвой к ученым.

  23. Джамшед

    Спасибо за информацию!

  24. Зейд

    Почему в первые годы распространения Ислама киблой были остатки иудейского храма в Кудсе (Иерусалиме), а не другие киблы в других арабских городах?

  25. Анжела

    «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернется вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям.» (2:143)
    Из тафсира шейха Саади:
    «… еют право только справедливые мусульмане.
    Затем Всевышний Аллах сообщил, что предписал мусульманам поначалу во время намазов поворачиваться лицом в сторону Иерусалима, чтобы узнать, кто последует за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, а кто повернется вспять. В этом откровении имеется в виду знание, на основании которого Аллах может вознаградить или наказать Своих рабов. Безусловно, Аллаху известно обо всех событиях еще до того, как они происходят, однако на основании такого знания Он не вознаграждает и не наказывает людей, поскольку божественная справедливость совершенна и поскольку Аллах желает довести истину до сведения всех рабов, дабы они не могли оправдаться собственной неосведомленностью. Когда же люди совершают деяния, они удостаиваются за них либо вознаграждения, либо наказания.
    Из всего сказанного следует, что Аллах предписал мусульманам поначалу во время намазов обращаться лицом в сторону Иерусалима, чтобы подвергнуть их испытанию и определить тех, кто уверовал в Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и готов следовать за ним при любых обстоятельствах. Верующий обязан поступать так, поскольку он является рабом, который зависит от воли Аллаха и обязан выполнять Его повеления. Более того, в предыдущих Писаниях сообщалось, что во время намазов правоверные будут поворачиваться лицом в сторону Каабы. И поэтому повеление поворачиваться лицом в ее сторону должно было приумножить веру и покорность всякого, кто действительно стремился следовать истине. Что же касается грешников, которые повернули вспять, отвернулись от истины и принялись потакать своим желаниям, то ниспосланное повеление лишь приумножило их неверие и смятение, и поэтому они стали оправдывать свои злодеяния порочными доводами, которые зиждились на сомнении и не опирались на истинное знание.
    Повернуться лицом в сторону Каабы оказалось тяжело для всех, кроме истинных верующих, которых Аллах повел прямым путем. Они оценили милость Аллаха, признали ее и возблагодарили своего Господа за то, что им позволено поворачиваться лицом к великой мечети, которая превосходит все остальные места на земле, посещение которой является одним из столпов ислама и смывает совершенные грехи и прегрешения. Именно осознание этого облегчило верующим выполнение Божьего повеления, хотя для всех остальных это повеление явилось тяжелым бременем.
    Затем Всевышний Аллах сообщил, что Он никогда не даст пропасть вере мусульман. Не подобает Всевышнему предавать забвению веру Своих рабов. Подобное невероятно и невозможно, и откровение об этом является великой благой вестью для каждого, кого Аллах почтил обращением в ислам и в правую веру. Аллах непременно сохранит их веру и не даст ей пропасть, причем Его забота проявляется в двух формах. Во-первых, Он оберегает веру Своих рабов от тревожных испытаний, порочных воззрений и всего, что может разрушить, испортить или уменьшить ее. Во-вторых, Он приумножает веру Своих рабов и вдохновляет их на деяния, которые приумножают их веру и усиливают их убежденность.
    Аллах одарил их верой, когда впервые привел их в лоно Своей религии, и Он непременно сохранит их веру и окажет им совершенную милость, приумножив их убежденность, увеличив их вознаграждение, защитив их от печали и досады. Если же мусульман постигают испытания, их целью является выявление истинных верующих от лжецов. Подобные испытания очищают правоверных и выявляют их правдивость.
    Но может возникнуть ошибочное предположение о том, что очередное повеление Аллаха стало причиной, по которой некоторые правоверные отреклись от веры, ведь Всевышний Аллах сказал, что посредством этого повеления были выявлены те, кто последовал за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, и те, кто повернул вспять. Для того чтобы предотвратить появление подобных ошибочных суждений, Аллах сообщил, что никогда не даст пропасть вере истинных правоверных, поскольку тяжесть любого испытания всегда оказывается соразмерной с их верой.
    Аллах также не даст пропасть вере тех правоверных, которые скончались до того, как мусульманам было приказано во время намазов поворачиваться лицом в сторону Каабы. В свое время они должным образом повиновались Аллаху и Его посланнику и готовы были повиноваться Ему во все времена. Этот коранический аят является одним из доводов приверженцев Сунны и единой общины в пользу того, что деяния являются частью веры.
    Затем Аллах сообщил о Своем безграничном милосердии и сострадании к людям. Благодаря этим качествам Аллах довел до конца милость, которую начал оказывать Своим искренним рабам; провел различия между ними и лицемерами, которые уверовали только на словах и чьи сердца не прониклись верой; подверг верующих испытанию, которое приумножило их убежденность и вознесло их на более высокие ступени; а также обратил их лица к самой славной и самой великой мечети.»

  26. Диляра

    Спасибо!!!!!!

  27. khava

    субханаЛЛагь,да вознаградит Аллах создателей это сайта 

Пинги и трекбэки

  1. 15 фактов о Пророческой мечети в Медине, которых вы, возможно, ещё не знали «Ислам — религия Аллаха!