Господь мой, раскрой мне сердце

Хвала Аллаху, который раскрыл сердца верующих, успокоил души помнящих о Нём и озарил путь праведников.

Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварищей во власти, нет у Него соучастников в божественности, и нет никого равного Ему в Его совершенных именах и качествах.

Свидетельствуем, что Мухаммад – это раб Аллаха и Его Посланник, которого Всевышний избрал для великой миссии и возлюбил его.

Мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ними на прямом пути Ислама до самого Судного Дня.

Дорогие братья и сёстры, дорогие мусульмане, напоминаю вам и самому себе быть богобоязненными и покорными Всевышнему Аллаху, который сказал в Священном Коране:

وَيُنَجِّي اللَّهُ الَّذِينَ اتَّقَوا بِمَفَازَتِهِمْ لَا يَمَسُّهُمُ السُّوءُ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

«Аллах спасет тех, которые по счастью своему были богобоязненными. Зло не коснется их, и они не будут опечалены»[1].

Дорогие мусульмане, Аллах раскрывает верующим грудь, очищает их души и успокаивает сердца, и это самое ценное, о чем может мечтать человек и к чему он может стремиться.

Каждый человек в этом мире ищет счастья и внутреннего покоя, и старается избегать печалей и всего, что может его расстроить. Поэтому одной из самых известных молитв, посредством которой пророк Муса (Моисей) обращался к Аллаху, были такие слова:

رَبِّ اشْرَحْ لِي صَدْرِي

«Господь мой, раскрой мне сердце»[2].

Муса (мир ему) просил своего Господа о том, чтобы Он сделал его сердце просторным, открытым и наполнил его грудь светом истины и Веры.

Открытость сердца перед истиной – это большой дар, о котором Аллах напомнил нашему Пророку, перечисляя те милости, которыми Он его наделил.

أَلَمْ نَشْرَحْ لَكَ صَدْرَكَ

«Разве мы не раскрыли твою грудь?»[3]

Открытое сердце – это ключ к успеху. Если Аллах раскрывает человеку сердце, то душа его обретает благодать, крепнет его решимость на пути Ислама, налаживаются его дела в этом мире и в Будущем.

Тот же, чьё сердце заперто, чья грудь тесна, жизнь такого человека скверна, она отягощает его вместо того, чтобы приносить ему пользу, душа его полнится смутными сомнениями, а дела не приносят ему удовлетворения.

Аллах напомнил мусульманам о той милости, когда Он отворяет сердца верующих для Ислама, наполняет их светом истины, который ведёт их к успеху в обоих мирах и возвышает их над теми, кто отвернулся от прямого пути:

أَفَمَن شَرَحَ اللَّهُ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ فَهُوَ عَلَى نُورٍ مِّن رَّبِّهِ فَوَيْلٌ لِّلْقَاسِيَةِ قُلُوبُهُم مِّن ذِكْرِ اللَّهِ أُوْلَئِكَ فِي ضَلَالٍ مُبِينٍ

«Разве тот, чью грудь Аллах раскрыл для Ислама, и он пребывает в свете от своего Господа, равен неверующему? Горе тем, чьи сердца черствы к поминанию Аллаха! Они пребывают в очевидном заблуждении»[4].

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)  учил нас просить у нашего Великого Творца озарения для своего сердца и избавления от всего, что гнетёт и печалит душу. Он произносил такую мольбу:

اللَّهُمَّ إِنِّي أَعُوذُ بِكَ مِنَ الهَمِّ وَالحَزَنِ

«О Аллах, я прошу Тебя уберечь меня от тревоги и печали»[5].

Никто из нас в этой жизни не лишён испытаний. Как бы хорошо человек ни жил в этом мире, трудности и проблемы неизбежно постигают каждого из нас, потому что сам этот мир создан для испытаний, дабы отличилась истина ото лжи, и отличились  благодарные от тех, кто Аллаху не благодарен.

Но какие бы тяготы ни выпадали на долю сынов Адама, самым тяжким и самым губительным является замкнутость сердца, которая не даёт свету Веры поселиться в нём.

И если кто-то чувствует, что грудь его тесна, Вера слаба, а сердце не находит покоя и мира, то пусть обращается к Аллаху, пусть ищет Его защиты и помощи, Его прощения и довольства. Потому что по воле Аллаха развеиваются любые печали, рассеиваются несчастья, раскрываются сердца и развязываются любые узлы.

Какое бы бедствие ни обрушилось на человека, Аллах непременно даст выход и спасение, если человек обратится к Нему с молитвой и покорится Ему искренне и честно. Намаз – это самая крепкая и самая первая связь раба со своим Господом, намаз – это отдых для души, намаз – это жизнь для сердца, это дорога к счастью. Недаром Пророк (мир ему и благословение Аллаха), прося своего сподвижника Биляля произнести азан[6], говорил:

يَا بِلَالُ أَقِمِ الصَّلَاةَ أَرِحْنَا بِهَا

«Биляль, призови на молитву, дабы мы нашли в ней покой»[7].

Намаз – это покой для души и простор для сердца. Сообщается со слов Хузайфы ибн аль-Ямана (да будет доволен им Аллах): «Если у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) случалась беда и его одолевала печаль, то он сразу приступал к совершению намаза»[8].

Когда раб Аллаха поднимает руки к своему Создателю, вознося к Нему свои искренние молитвы и делает это от чистого сердца, с осознанием того, что он обращается к Тому, кто слышит его и видит его, может ответить ему, то Аллах раскрывает сердце мусульманина и облегчает его положение. Потому что мольба (дуа) – это приближение к Аллаху, и чем чище и сердечнее эта мольба, тем явственнее становится милость Всевышнего, особенно если эти молитвы произносятся в глубине ночи, когда верующий уединяется со своим Господом, просит его о прощении, жалуется ему на свои тяготы, делится с Ним своими печалями. И если молитва будет такой, то по завершении он непременно почувствует, что сердце его изменилось, оно стало лучше, душа стала свободной, лёгкой, словно тяжёлый камень был вынут из его груди.

Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

وَمِنَ اللَّيْلِ فَاسْجُدْ لَهُ وَسَبِّحْهُ لَيْلًا طَوِيلًا

«И ночью. Пади ниц пред Ним и славь Его долгой ночью»[9].

Молитвы, земные поклоны и слова прославления Аллаха, сказанные осмысленно, с душой, с полным осознанием близости Всевышнего – всё это является причиной, благодаря которой раскрываются сердца, и в них поселяется умиротворение и счастье.

Поэтому Аллах завещал своему Посланнику:

وَلَقَدْ نَعْلَمُ أَنَّكَ يَضِيقُ صَدْرُكَ بِمَا يَقُولُونَ* فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَكُنْ مِنَ السَّاجِدِينَ

«Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят. Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто преклоняются в земных поклонах»[10].

Искренняя мольба, обращённая к Аллаху, – это ключ, который открывает сердца, избавляет от тревог и печалей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если человека постигнет тревога или печаль, и он скажет: „О Аллах, я твой раб, сын твоего раба, сын твоей рабыни, чело моё в руке Твоей, решение Твоё неизбежно, установление твоё справедливо. Я прошу Тебя всеми твоими именами, которыми Ты назвал себя, и которым Ты обучил некоторых из Твоих созданий, и именами, которые ты ниспослал в своей Книге, и именами, которые Ты сохранил у Себя в сокровенных знаниях. Прошу Тебя сделать Коран весной моего сердца, светом в моей груди, уходом моей печали и избавлением от тревоги”. Если он скажет это, то Аллах непременно избавит его от тревоги и печали и даст ему утешение».  Сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха, не следует ли нам выучить эти слова?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да! Кто услышит эти слова, пусть выучит их»[11].

Дорогие братья и сёстры, ещё одной причиной, благодаря которой раскрываются сердца, является поминание Всевышнего Аллаха. Если человек будет постоянно помнить о своём Творце и регулярно произносить слова поминания (зикр), то Аллах озарит светом его слух и зрение, успокоит сердце, исправит его дела и наделит убеждённостью. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

الَّذِينَ آمَنُوا وَتَطْمَئِنُّ قُلُوبُهُمْ بِذِكْرِ اللَّهِ أَلاَ بِذِكْرِ اللَّهِ تَطْمَئِنُّ الْقُلُوبُ

«…Которые уверовали, и их сердца успокоились при поминании Аллаха. Разве не поминанием Аллаха успокаиваются сердца?»[12]

Одним из самых ценных слов поминания, которые развеивают печаль и тревогу, раскрывают сердце и очищают его от грехов, являются слова мольбы о благословении (саляват) для нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сообщается от Убайя ибн Кяаба (да будет доволен им Аллах), что он рассказывал: «Однажды я сказал: „Посланник Аллаха, я много молюсь о благословении за тебя, так какую часть от моих молитв я должен посвящать просьбам о ниспослании тебе благословения?” Пророк ответил: „Сколько пожелаешь”. Я спросил: „Четверть?” Он сказал: „Сколько пожелаешь, и если прибавишь, то это будет только благом для тебя”. Я спросил: „Половину?” Он ответил: „Сколько пожелаешь, и если прибавишь, то это будет благом для тебя”. Я сказал: „Тогда я сделаю все мои молитвы только за тебя”, – и Пророк ответил: „В таком случае, это лишит тебя твоих забот, и будут прощены твои грехи”»[13].

Довольство волей Аллаха, Его предопределением и той долей,  которую Он выделил нам в этой жизни, является причиной для раскрытия сердец и обретения душевного покоя. Кто очистит свои помыслы об Аллахе, доверится Ему, тот увидит воочию, что лучше всего для человека именно та доля, которую избрал для него Его Всеведущий Творец, и тогда он не станет роптать и сокрушаться о вещах, которые он не смог получить, и будет усердствовать и работать на будущее. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

r احْرِصْ عَلَى مَا يَنْفَعُكَ، وَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ وَلَا تَعْجَزْ، وَإِنْ أَصَابَكَ شَيْءٌ، فَلَا تَقُلْ لَوْ أَنِّي فَعَلْتُ كَانَ كَذَا وَكَذَا، وَلَكِنْ قُلْ قَدَرُ اللَّهِ وَمَا شَاءَ فَعَلَ، فَإِنَّ لَوْ تَفْتَحُ عَمَلَ الشَّيْطَانِ

«Стремись к тому, что приносит тебе пользу, ищи помощи у Аллаха и не слабей (не опускай руки). А если тебя постигнет беда, то не говори «О, если бы я сделал так, то получилось бы так!», но скажи: «Это установление  Аллаха, как Он пожелал, так и сделал!» Потому что слова «о, если бы!» открывают двери для происков шайтана»[14].

Другой действенной причиной для раскрытия сердца и довольства души является нрав человека, его поведение в обществе. Если мусульманин станет проявлять сострадание, радушие и благонравие по отношению к людям, помогать нуждающимся, кормить голодных, подбадривать тех, кто пал духом, заботиться о вдовах, сиротах, бедных и слабых, то Аллах наделит его решимостью на пути Ислама и крепким Иманом, даст ему большую награду и защитит его от страха и тревоги в День Великого Суда.

Всевышний Аллах сказал:

الَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُم بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ سِرًّا وَعَلاَنِيَةً فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِندَ رَبِّهِمْ وَلاَ خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلاَ هُمْ يَحْزَنُونَ

«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены»[15].

К благонравию верующего относится радушное выражение лица при общении, приятные слова и отсутствие злобы и зависти по отношению к людям. Мусульманин не злопамятен, он великодушен, он умеет прощать и быть снисходительным к чужим слабостям и ошибкам, как сказал один поэт:

Научившись прощать

И забыв о терзающей злобе,

От вражды отдохнул

Я избавлен, я на свободе.

Просим Аллаха внушить нам спокойствие и довольство, раскрыть наши сердца и укрепить наши стопы на пути покорности Аллаху и послушания Его Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).

 

Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х.
Каноническая редакция: Каримов М.
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам» – www.whyislam.ru

  • [1] Коран, сура 39 «аз-Зумар» («Толпы»), аят 61.
  • [2] Коран, сура 20 «Та Ха», аят 25. (Рабби шрах ли садри)
  • [3] Коран, сура 94 «Аш-Шарх» («Раскрытие»), аят 1.
  • [4] Коран, сура 39 «аз-Зумар» («Толпы»), аят 22.
  • [5] Аль-Бухари (2893).
  • [6] Азан – призыв на молитву.
  • [7] Абу Дауд (4985).
  • [8] Абу Дауд (1319).
  • [9] Коран, сура 76 «аль-Инсан» («Человек»), аят 26.
  • [10] Коран, сура 15 «аль-Хиджр» («Хиджр»), аят 97-98.
  • [11] Ахмад (3784).
  • [12] Коран, сура 13 «ар-Ра`д» («Гром»), аят 28.
  • [13] Ат-Тирмизи (2457).
  • [14] Муслим (2664).
  • [15] Коран, сура 2. «аль-Бакара» («Корова»), аят 274.

]]>]]>

6 комментариев

  1. ismail muslim

    Джазакуму Ллаху хайран!

  2. Jamoliddin

    Ассаляму Алейкум  редакция сайта. Я хочу спросить вас. Какой поэт написал этот красивый стих в конце?

  3. Абу Ясин

    Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух

    Во время работы над статьёй эти строки   :
    لَمَّا عَفَوْتُ وَلَمْ أَحْقِدْ عَلَى أَحَدٍ  *  أَرَحْتُ نَفْسِي مِنْ هَمِّ الْعَدَاوَاتِ 
    были взяты из одного труда, в котором приводилось двустишие (бейт), но не было  указано имя автора, но я посмотрел в источник по ссылке, книга  «Адабу ад-дунья ва ад-дин» (أدب الدنيا والدين)

     оказалось, что это стих самого имама аш-Шафии (да одарит его Аллах своей милостью).

  4. Jamoliddin

    Большое спасибо брат Абу Ясин за ваш ответ. Я очень благодарен да убережёт вас Аллах.

  5. ganjina

    Асаламу алейкум братья и сестры хотела ьы узнать подробней о посте (Марьям (а))некторые люди говорять что этот пост держать грех .пожалуста кто знает помогите

  6. хеда

    Амин