Тексты, свидетельствующие о вопло­щении Бога В Иисусе (ч. 2)

Читать офлайн:

vulkan2) Слова Иисуса: «Видевший Меня видел Отца».

Христиане считают эти слова, приписываемые Иисусу, важнейшим доказательством его Божественности. Соглас­но их пониманию имеется в виду, что Отец (Бог) есть Ии­сус, и что видевший Иисуса действительно видел Бога.

Для того чтобы правильно понять эти слова, необхо­димо обратиться к их контексту. А из контекста с самого начала следует, что Иисус сказал своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пой­ду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете» (От Иоанна, 14:1-4).

Под местом Иисус подразумевал Царство небесное. Однако, как следует из Евангелия, Фома не понял его: «Фома сказал Ему: Господи! Не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?»

Фома понял Иисуса буквально и решил, что тот гово­рит о конкретном месте и настоящем пути, который нужно пройти. Тогда Иисус разъяснил ему, что он имел в виду духовное путешествие, а не физическое перемещение те­ла с одного места на другое: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как толь­ко через Меня». То есть только соблюдение его Закона и религии приводит человека к довольству Бога и Его Раю.

А вот что произошло далее: «Филипп сказал Ему: Гос­поди! Покажи нам Отца, и довольно для нас».

Иисус упрекнул его за эту просьбу: «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (От Иоанна, 14:10).

Иисус хотел сказать: как ты просишь об этом, о Фи­липп, когда ты иудей и знаешь, что Бога нельзя увидеть, и видевший меня видел и Отца, когда видел чудеса, кото­рые даровал мне Господь.

Очень похожий текст находим в Евангелии от Матфея: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царст­во, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странни­ком, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаж­дущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (25:34-40).

Очевидно, что Бог не голодал в действительности и никто Его не кормил, ибо ни один человек на свете не ре­шился бы утверждать подобное. И очевидно, что Бог не пребывал в темнице. Этот пример приведен с целью об­легчения понимания важных вещей, а не как описание действительно происходивших событий.

Теперь обратимся к Евангелию от Марка: «И, взяв ди­тя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но По­славшего Меня» (9:36-37). Этот текст не означает, что ре­бенок, которого взял Иисус, и сам Иисус — одно. И этот текст не означает, что Иисус и Бог — одно. Иисус всего лишь сообщил своим ученикам, что сделавший добро этому ребенку сделает это в покорность ему, Иисусу, и из любви к нему и, следовательно, в покорность Богу и во исполнение Его веления и заповеди.

И как видевший Иисуса как будто видел Бога, так и принявший Иисуса и его учеников, как будто принял Бога, а кто не уверовал в них и отверг их призыв, тот в действи­тельности отверг призыв Бога. Поэтому Иисус сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Ме­ня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается По­славшего Меня» (От Луки, 10:16).

Иисус подтверждает это в Евангелии от Матфея: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (10:40).

Точно так же, видевший Иисуса как будто видел по­славшего его Бога, потому что, как сказал Иисус, «слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребы­вающий во Мне, Он творит дела» (От Иоанна, 14:10).

Видение в словах Иисуса: «Видевший Меня видел От­ца» — метафора, видение сердцем, а не взором. И воз­можность «увидеть» Бога таким образом есть у каждого верующего, который от Бога. Иисус сказал: «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он ви­дел Отца» (От Иоанна, 6:46). А как известно, все верующие от Бога: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1-е Иоанна, 5:1). И все они «видели» Бога видением знания и веры.

Необходимо заметить, что Иисус никогда не утвер­ждал, что он — Отец, и никто из христиан не утверждает этого, кроме православных, которые также не говорят прямо, что Иисус это Отец, но говорят: «Отец есть Сын». Так что буквальное понимание видения отвергаемо.

А то, что имеется в виду метафорическое видение, подтверждают и следующие слова Иисуса: «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня» (От Иоанна, 14:19).

Иисус говорит не о настоящем видении, поскольку он говорит о своем вознесении на небеса, после которого ни мир, ни ученики не увидят его (до второго пришествия). Он говорит о видении знания и веры, которым видят его ученики и которого лишен мир неверующих. Это подтвер­ждает текст в Евангелии от Матфея: «…и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына» (11:27). Именно это имеется в виду в приведенных ранее текстах, в которых говорится о видении.

А в Евангелии от Иоанна читаем: «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в По­славшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Ме­ня… Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я го­ворю, говорю, как сказал Мне Отец» (12:44-51). Подразу­мевается видение знания.

Если бы под словами Иисуса: «И видящий Меня видит Пославшего Меня» подразумевалось, что видевший по­сланного Сына видел пославшего его Отца, пославший должен был быть посланным. Однако это не так. Между Богом и Иисусом есть различия, ибо Иисус сказал: «…ибо Отец Мой более Меня» (От Иоанна, 14:28). Иисус также сказал: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех» (От Иоанна, 10:29).

О соучастии, подобном соучастию Иисуса Богу, при ко­тором содеянное в отношении Иисуса рассматривается как содеянное в отношении Бога, и которое названо ви­дением, говорится как в Ветхом, так и в Новом Завете. Приведем один пример из Ветхого Завета: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он су­дил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они гово­рят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня» (1-я Царств, 8:4-7). То есть их отказ подчиниться Самуилу в действительности есть ослушание Бога.

А в Новом Завете Петр, упрекая одного человека за присвоенные от продажи поместья деньги, сказав: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деяния, 5:4). Из этих слов следует, что лгущий людям в действи­тельности лжет Богу, однако это не означает, что люди и Бог это одно и то же.

Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь», имея в виду следование его учению и религии, которую Бог ни­спослал ему. Только это вводит людей в обитель вечности — Рай. Иисус также сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но испол­няющий волю Отца Моего Небесного» (От Матфея, 7:21). Спасение достигается посредством благих дел и благочес­тия: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не пре­взойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное <…>

А кто скажет (брату своему): безумный, подлежит ге­енне огненной» (От Матфея, 5:20-23).

Несостоятельность утверждения христиан о том, что слова Иисуса: «Видевший Меня видел Отца» являются до­казательством Божественности Иисуса, подтверждает и тот факт, что Бога невозможно увидеть в этом мире. Вспомним: «Бога не видел никто никогда» (От Иоанна, 1:18). Следовательно, подразумевается видение знания, то есть видение сердцем.

3) Иисус — образ Бога?

Христиане также считают одним из доказательств Бо­жественности Иисуса слова Павла: «…о славе Христа, Ко­торый есть образ Бога невидимого» (2-е к Коринфянам, 4:4). А в Послании к Филиппийцам сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Бо­гу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделав­шись подобным человекам и по виду став как человек» (2:6-7), А в Послании к Колоссянам читаем: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой тва­ри» (1:15).

Однако необходимо заметить, что все эти утвержде­ния принадлежат Павлу, которому не довелось видеть ни Иисуса, ни его учеников, и подобных фраз не произносил никто из апостолов и учеников Иисуса. А одного этого уже достаточно, чтобы подвергнуть сомнению истинность данных утверждений.

К тому же, образ и сущность не одно и то же, и «образ Бога» в данном случае означает «замещающий Бога в до­несении до людей Его Закона». В другом послании Павел сказал: «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа» (1-е к Коринфянам, 11:7). Имеется в виду, что Бог пожелал, чтобы мужчина замещал Его во власти над женщиной.

Кроме того, даже если Иисус — образ Бога, то это вовсе не повод его обожествлять, потому что Адам, согласно Библии, также является образом Бога: «И сказал Бог: со­творим человека по образу Нашему [и] по подобию На­шему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по об­разу Божию сотворил его» (Бытие, 1:26-27).

Получается, Адама тоже следует считать Богом…

4) Земной поклон Иисусу (мир ему)

В Евангелии упоминается о том, что некоторые из со­временников Иисуса (мир ему) падали ниц перед ним. По мнению христиан, это подтверждает Божественность Ии­суса и свидетельствует о том, что он достоин поклонения. Перед ним пал ниц отец исцеленной им позже девушки: «Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый на­чальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умира­ет; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жи­ва» (От Матфея, 9:18). Перед ним пал ниц прокаженный: «И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить» (От Мат­фея, 8:2). И ему поклонились волхвы, когда он был ма­леньким: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (От Матфея, 2:11).

В то же время Петр упрекнул Корнилия, когда тот по­клонился ему: «Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек» (Деяния, 10:25-26). Петр счел зем­ной поклон разновидностью поклонения, которое не мо­жет быть обращено ни к кому, кроме Бога. А Иисус не уп­рекал и не останавливал тех, кто кланялся ему. Христиане считают это доказательством его Божественности.

Земной поклон, несомненно, является разновидно­стью поклонения, однако это вовсе не означает, что каж­дый поклон непременно является поклонением. В некото­рых случаях земной поклон совершается исключительно с целью почтения и возвеличивания. Например, в Ветхом завете сообщается, что Авраам совершал такой поклон: «Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым» (Бытие, 23:7).

А Иаков со своим семейством совершил поклон ува­жения при встрече с Исавом: «Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, брат его, и с ним четыреста человек… А сам пошел пред ними и поклонился до земли семь раз, под­ходя к брату своему… И подошли служанки и дети их и по­клонились; подошла и Лия и дети ее и поклонились; нако­нец подошли Иосиф и Рахиль и поклонились» (Бытие, 33:3-7).

А Моисей поклонился своему тестю, когда тот пришел из Мадйана навестить его: «Моисей вышел навстречу тес­тю своему, и поклонился, и целовал его, и после взаимно­го приветствия они вошли в шатер» (Исход, 18:7).

Братья Иосифа поклонились ему, выказывая свое поч­тение к нему: «Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа при­шли и поклонились ему лицем до земли» (Бытие, 42:6).

У сынов Израиля подобный поклон стал обычаем: «Но по смерти Иодая пришли князья Иудейские и поклонились царю» (2-я Паралипоменон, 24:17).

Подобные поклоны совершались из уважения, и это относится также к поклонам, которые люди совершали Иисусу.

Что же касается Петра и Павла, то они отвергли поклон, который совершили им язычники, потому что это было по­клонение, а не знак уважения, тем более, что упомянутое событие имело место после того, как они увидели чудеса, совершаемые Петром и Павлом. Увидев эти чудеса, они ре­шили, что перед ними божества, и пали ниц.

Из книги “Бог Единый или Троица”
Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар