«Благодатный огонь». Мифы и реальность. Часть 2. «Техника исполнения»

d0bed0b3d0bed0bdd18cЕсли предыдущая статья была посвящена разоблачению мифа вокруг нисхождения Благодатного Огня, то здесь речь пойдет о способе его появления.
Защитники «чуда ниспослания» в основном используют в качестве доказательства воспоминания паломницы IV века Сильвии. Она, упоминая о вечерней службе, пишет:
«В девятый же час (что мы называем вечерней) все собираются в храм Воскресения, зажигаются все лампады и свечи, и делается большой свет. А огонь не приносится извне, но подается из внутренности пещеры, где денно и нощно горит неугасимая лампада, то есть, внутри преграды». Но в этом рассказе  говорится не о чуде, а о зажигание огня от лампады. Однако с тех пор вплоть до IX века нет описаний этого ритуала. Возможно, именно в этот период данная церемония стала восприниматься как чудо.

В последующие века произошли ключевые изменения в ритуале. Начиная с XII века священники стали входить внутрь Кувуклии (небольшая купольная часовня желто-розового мрамора в центре храма «Гроба Господня» в Иерусалиме) для получения «Благодатного Огня». Ранее для получения огня не требовалось присутствия человека. Вот как ритуал появления «чуда» описывается у известного историка Дамаска Ибн ал-Каланиси (ум. 1162): «Когда они находятся на Пасху там (христиане)… то вешают лампады в алтаре и устраивают хитрость, чтобы огонь к ним дошел по маслу бальзамоваго дерева и приспособлений из него, а его свойством является возникновение огня при соединении с жасминовым маслом. Он (огонь) обладает ярким светом и блестящим сиянием. Они ухитряются провести между соседними лампадами натянутую железную проволоку наподобие нити, непрерывно идущую от одной к другой, и натирают ее бальзамовым маслом, скрывая это от взоров, пока нить не пройдет ко всем лампадам. Когда они молятся и наступает время нисхождения, открываются двери жертвенника; а они полагают, что там колыбель Исы, да будет ему мир, и что оттуда он поднялся на небо. Они входят и зажигают много свечей, а в доме от дыхания множества народа становится жарко. Кто-нибудь из стоящих старается приблизить огонь к нити, он зацепляется за нее и переходит по всем лампадам от одной к другой, пока не зажигает все. Кто смотрит на это, думает, что с неба сошел огонь зажглись лампады» (И.Ю. Крачковский «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X-XIII вв. // Христианский Восток. Пг., 1915. Т. 3. Вып. 3)). Другой современник ал-Джаубари (ум. 1242) так же вспоминает: «А дело в том, что эта лампада величайший из фокусов, устроенных первыми поколениями; я разъясню его тебе и открою тайну. Дело в том, что в вершине купола есть железная шкатулка, соединенная с цепью, на которой подвешена. Она укреплена в самом своде купола, и ее не видит никто кроме этого монаха. На этой цепи и есть шкатулка, внутри которой пустота. А когда наступает вечер субботы света, монах поднимается к шкатулке и кладет в нее серу на подобие «санбусека», а под ней огонь, расчитанный до того часа, когда ему нужно нисхождение света. Цепь он смазывает маслом бальзамового дерева и, когда наступает время, огонь зажигает состав в месте соединения цепи с этой прикрепленной шкатулкой. Бальзамовое масло собирается в этой точке и начинает течь по цепи, спускаясь к лампаде. Огонь касается фитиля лампады, а он раньше бывает насыщен бальзамовм маслом, и зажигает его» (И.Ю. Крачковский «Благодатный огонь» по рассказу ал-Бируни и других мусульманских писателей X-XIII вв. // Христианский Восток. Пг., 1915).

Без всех подробностей вырисовывается следующая картина: в Кувуклии, скорее всего в её куполе, была размещена, хорошо замаскированная, зажженная свечка (или нечто более сложное). К свечке подходила шелковая нить или железная цепочка, смазанная горящим веществом. В момент, когда свечка прогорала до места соприкосновения с нитью, огонь переходил на нить и по ней шёл до нужных лампад. После того, как внутрь Кувуклии стал входить патриарх (нововведение с XII в.), возможности получения огня значительно увеличились.

Разсказ историка Ибн-ал-Джаузи (ум. 1256) интересен, как слова очевидца и иерусалимского жителя: «Я жил в Иерусалиме десять лет и ходил в храм Воскресения на их пасху и в другие дни. Я исследовал, как зажигается лампада в воскресение — праздник света. По средине церкви есть часовня с гробом; христиане веруют, что Христос — мир над ним — после распятия был там похоронен, а затем вознесся на небо. Когда наступает ночь субботы на заре они входят в эту часовню и вымывают в ней лампады. У них есть там ниши, скрытые в мраморе, а в нишах лампады, которые они зажигают с зари; у часовни же есть окна. Когда наступает полдень, собираются люди христианской веры, приходят их священники и входят в часовню. Христиане же с полудня ходят кругом нее, ожидая нисхождения огня. Когда приближается заход солнца, священники говорят: «Христос гневается на вас». Они поднимают шум, плачут и бросаются на гроб золото, серебро и одежды, так что собирается большое количество. Священники повторяют эти слова, а они плачут, шумят и бросают все, что есть с ними. Когда же солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью прихожан, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел свет и смилостивился Христос» (И.Ю.Крачковский).

Найдутся те, кто посчитает, что все приведенные выше высказывания очевидцев и современников — выдумки. Но вот, что о процедуре «нисхождения Благодатного Огня» пишет сам епископ Порфирий (Успенский) в одном из томов своей  автобиографической книги: «В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский епископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня» (Н.Д.Успенский «Книга моего Бытия» под редакцией П.А.Сырку 1896; стр.299-301 т.3 стр. 299-301). Не стоит забывать, что Епископ Порфирий имел очень большой авторитет, как среди духовенства, так и среди научных кругов и этот случай был известен широкой массе народа. Но, несмотря на прямые доказательства истины, некоторые христианские ученые защитники «чуда» утверждают, что признание служители «Храма Гроба Господня» сделали дабы не допустить иноверца в храм. Но это абсурд, так как о потере веры в «чудо» говорит сам первосвященник.

Что касается вопроса о лампаде, то действительно даже в наши дни врата Кувуклии запечатывают воском и оставляют так в ожидание патриарха. Когда приближается время появления греческого патриарха, печать снимают, но прежде чем войдёт патриарх внутрь Кувуклии, туда входит священник несущий закрытую колпаком лампаду. Возможно, он и ставит её на плиту гроба. Затем в пещеру входит патриарх и представитель армянской церкви. Двери закрываются. Через некоторое время патриарх выходит с зажженными пучками свеч. А пока огонь распространяется по храму, ту же самую лампаду выносят из Кувуклии в том же самом, закрытом колпаком виде.  Вопрос в том, какой смысл в этой лампаде? Что в ней?

Подводя итог можно сказать, что основываясь на свидетельствах паломников, первосвященников и просто современников становится ясно, что никакого «чуда» никогда не было, а был и есть древний символический обряд возжигания самими церковнослужителями над гробом Лампады. И если бы имело место действительное «чудо», то Иерусалим, столица всех религий, поликонфессиональный, каким мы все его знаем, давно бы уже был Христианским. Но, к сожалению, здесь имеет место фальсификация, а христиане, не желая искать истину, живут по принципу, который сформулировал митрополит Ленинградский Григорий: «…не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!» (Осипов А. А. Откровенный разговор с верующими и неверующими. Размышления бывшего богослова. Л., 1983, с. 114-1151). Это объясняет пассивность христиан в разоблачении одного из догмата христианства — нисхождение «Благодатного Огня».

специально для сайта Почему Ислам? — whyislam.ru
по материалам интернет ресурсов
Подготовил Зиганшин Эльдар.



15 комментариев

  1. Markus

    Интересно, а на сколько можно доверять Крачковскому? Т.к. не принял ли он ислам работая над переводом корана?

  2. Mariya

    Markus, думаю, если Крачковский — человек верующий и принял ислам, работая над переводом корана, то доверять ему можно еще больше. Т.к. ничто так не удерживает ото лжи, как богобоязненность.

  3. Али

    Крачковский — многоуважаемый ученый-востоковед, как в СССР, так и за его пределами. Это человек науки. Ставя вопрос о его беспристрастности, мы можем убедиться в правде, обращаясь к речи современных патриархов

  4. natali

    kak mogut hristianskie svyashenoslugiteli prodolgat obmanivat lyudey znaya ,chto eto-log?oni ne boyatsa vstrechi s allahom?

  5. Salman

    Ассалааму алеикум. Предлагаю какому-нибудь брату съездить туда, и в момент, когда самый главный из них засунит голову в огонь, чтобы умыться, прочитать Аят Аль-Курси. Или вообще встать с ними и повторять Коран тихонько.

  6. Salman

    А вот и инструкция как сделать необжигающий огонь.
    http://www.youtube.com/watch?v=cp2l48DS1j8&feature=player_embedded#at=193

  7. Малик

    Интересная статья, спасибо

  8. Дмитрий

    Прошу не считать мое сообщение ниже — оскорблением. Я адекватный человек и вступаю в дискуссию с такими же, я надеюсь, адекватными людьми. Мне, наоборот, будет интересно выслушать ваше мнение.

    Убиенный священно мученик Даниил Сысоев ( по мотивам лекций)
    @Храм Гроба Господня стоит на том месте, где был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. В храме совершается церемония схождения Благодатного огня.

    Халиф по прозвищу Аль-Хаким би-Амриллах (правил в X-XI веках) решил доказать, что Благодатный огонь — подделка, и по его приказу все фитили храма Гроба Господня были заменены на медную проволоку. Проволока благополучно загорелась. Тогда Хаким приказал храм просто разрушить, чтобы уничтожить свидетельство воскресения. Храм был разрушен (что стало поводом к началу Крестовых походов), и сейчас подлинная кладка осталась до высоты полтора метра.

    Позднее Господь расправился с Хакимом: тот был убит, а все его родственники по арабскому обычаю в конце концов были вырезаны.

    В ночь с 12 на 13 февраля 1021 года, в возрасте 36 лет, Хаким в одну из ночей отправился медитировать на холмы неподалеку от Каира и не вернулся. В ходе поиска были обнаружены его осел и окровавленная одежда. Тело не нашли. Не исключено, что Хаким даже не удостоился захоронения, и его сожрали какие-нибудь шакалы.@

    Мне кто-то наверняка скажет, что мол это было давно, а сейчас все куплено…Но я тоже самое могу сказать и про другие религии…

  9. Хакимов

    Здравствуйте Дмитрий. 
    Д. Сысоев известен своими сказками насчет ислама. Если вы и вправду хотите конструктивный диалог, найдите пожалуйста достоверные источники этой истории и приведите их тут.

  10. Дмитрий

    Сказки — для вас, для меня правда. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C-%D0%A5%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%BC_%D0%B1%D0%B8-%D0%90%D0%BC%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D1%85

    Это — википедия. Думаю уж ей вы поверите. Вы можите сказать, что мол давно было это, но я тоже могу сказать «это было давно» про любую частицу истории, о которой вы мне скажите!

    Надеюсь, вы не будете искать в каждом моем слове обиду и не будите меня все время в чем-то попрекать, опровергать то, что я предоставляю вам, а также спокойно будите вести беседу!

  11. Хакимов

    Уважаемый Дмитрий, К большому сожалению Википедия далеко не авторитетный источник. К примеру я могу сейчас зайти туда и подправить то как мне будет угодно :)
    Поэтому будьте любезны привести более достоверные источники….

  12. ivselraam

    Дмитрий с уважением к вам, прочитайте статью о  Благодатном огне в Википедии согласны ли вы со всем содержимым оной? Если нет то почему же тогда ссылаетесь на материал предоставленный ресурсом которому не доверяете сами в таком случае? А если согласны значит имеет место противоречие т.к. в данной статье не мало свидетельств критикующих божественное происхождение огня пусть и приведенные в качестве цитат и указаний тем ее менее они разоблачают истинность то, что вы отстаиваете. 

  13. Рафаил

    Хвала Аллаху- Милостивому, Милосердному. Кто верит в Бога и Его деяния- чудеса есть, кто не верит в Бога и Его деяния, а лицемерит, чудес нет. Первое чудо в нас- кому даны уши- услышит, кому даны глаза -увидит- на всё воля Аллаха. Храни нас Аллах от скверны и нечести невежественности.

  14. Анжела

    <02.06.2014 в 14:54

    Чудеса не только у христиан бывают )))), у суфистов вон тоже шейхи какие «чудеса» творят…. ))
    Чудеса бывают и от шайтанов, а если человек на находится на многобожии (как некоторые суфии и христиане современные), то ясно здоровому разуму будет, что такие чудеса от шайтана (если им конечно нет научного разоблачения), Бог дает им происходить по Своей Мудрости, предатите ли вы Его и станете многобожниками, последовав за «чудесами» или сохраните верность Ему последовав за Единобожием! Пророку Мухаммаду, мир ему, как и другим пророкам было дано много чудес в доказательство Единобожия, так зачем же искать «чудес», чтобы оправдать многобожие?! Что может быть после Единобожия, кроме заблуждения?! Он создал нас и все вокруг нас — это уже знамение, и мы не придаем Ему сотоварищей! Он Один достоин поклонения! Он Единственный! Не родил и не был рожден! Нет у него ни сына, ни сотоварища, Свят Он и далек от того, что ему преписали.

  15. Анжела

    Не совсем понятно, как история с Хакимом доказывает» чудо» этого огня, да и вообще какие выводы можно сделать о человеке из небольшой статьи из Википедии…Но если для вас это довод, то почему не может быть бОльшим доводом победа, которую Бог оказал Мухаммаду, мир ему, и его религии? Может быть Бог уберег Мухаммада, мир ему, от козней врагов и защитил его религию и защищает потому, что этот пророк, как и все до единого пророки до него призывал к Единобожию (то есть к Исламу), а не к троице…..?!