Тексты, называющие Иисуса Сыном Бога (ч. 2)

Читать офлайн:

imageЧто в действительности означает словосо­четание «сын Бога»?

Как мы уже говорили, «сын Бога» — это метафора. В Библии под «сынами Бога» подразумеваются те, кого Он любит, покорные Ему и верующие в Него.

Для наглядности сравним описание одного и того же события — смерти распятого на кресте — в двух Евангелиях.

В Евангелии от Марка сказано: «Сотник, стоявший на­против Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» (15:39).

А в Евангелии от Луки говорится: «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник» (23:47).

Как мы видим, Лука, описывая то же событие, заменил словосочетание «сын Божий» близким к нему по значе­нию, синонимом «праведник».

Заглянем также в Евангелие от Иоанна: «А тем, кото­рые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (1:12).

Павел сказал в своем Послании к Римлянам: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (8:14).

Теперь возвратимся к Евангелию от Иоанна: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии» (8:47).

В Библии упоминаются не только сыны Бога, но и «сы­ны Диавола» «сыны века» и так далее.

В Новом Завете говорится: «Ваш отец Диавол; и вы хо­тите исполнять похоти отца вашего. Он был человеко­убийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем исти­ны. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (от Иоанна, 8:44).

В том же Новом Завете говорится: «И похвалил госпо­дин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» (от Луки, 16:8).

«Выходили также и бесы из многих с криком и гово­рили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказы­вать, что они знают, что Он Христос» (от Луки, 4:41).

Иисус — только посланник, мессия, а не сын Божий в буквальном смысле.

Первенство (первородство) Иисуса (мир ему) среди всех «сынов Бога»

Христиане считают, что сын Бога Иисус отличается от остальных «сынов Бога». При этом они не спорят с тем, что все остальные названы сынами Бога в качестве метафоры.
Отличие это заключается в том, что Иисус назван не только сыном Божиим, но и первенцем и единственным сыном:

-      «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (К Евре­ям, 1:6).

-      «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (От Иоанна, 3:18).
Об Иисусе также сказано, что он Сын Всевышнего или Единородный Сын: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего» (От Луки, 1:32).

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, су­щий в недре Отчем, Он явил» (От Иоанна, 1:18).

Однако подобные эпитеты применяются в Библии не только к Иисусу.

Сыны Израиля — тоже «первенцы» Бога: «И скажи фа­раону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, перве­нец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего» (Исход, 4:22-23).

Ефрем — тоже «первенец»: «Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод до­рогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я — отец Из­раилю, и Ефрем — первенец Мой… Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? не любимое ли дитя? ибо, как только загово­рю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем» (Иере­мия, 31:9, 20).

И Давид — «первенец»: «Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли» (Псалтырь, 88:26-27).

Что же касается сына Всевышнего, коим назван Иисус, то следует заметить, что все сыны Израилевы является сы­нами Всевышнего: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышне­го — все вы» (Псалтырь, 81:6).

Ученики Иисуса — тоже сыны Всевышнего: «Но вы лю­бите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сы­нами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (От Луки, 6:35).

Сын, спустившийся с небес

Христиане считают доказательством Божественности Иисуса тексты Библии, в которых говорится, что Иисус пришел свыше или же спустился с небес.

Например, в Евангелии от Иоанна читаем: «Приходя­щий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» (3:31).

А в следующем тексте христиане узрели ослепитель­ное описание Божества: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (От Иоанна, 8:23). По мнению христиан, эти слова однозначно доказы­вают уникальность и, соответственно , Божественность Иисуса, и подтверждают, что он отличается от всех, кто на­зван в Библии «сыном Бога».

Однако на самом деле все гораздо проще. Имеется в виду, что с небес, «свыше» пришел Закон Бога и чудесные способности, дарованные Иисусу, а не он сам. А в этом Иисус не отличается от остальных пророков, среди кото­рых и предтеча Иисуса Иоанн Креститель: «Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? А если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка» (От Матфея, 21:25-26).

Что же касается тех, кто действительно спустился с неба, то их было множество, однако никого из них хри­стиане не обожествляют. Например, ангелы: «И вот, сде­лалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, со­шедший с небес, приступив, отвалил камень» (От Матфея, 28:2).

А Енох вознесся на небо: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Бытие, 5:24).

«Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ по­каяния для всех родов» (Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 44:15)
А, как известно, «никто не восходил на небо, как толь­ко сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (От Иоанна, 3:13).

Значит, Енох подобен Иисусу, однако христиане не на­зывают его Богом.

Илия тоже вознесся на небо: «Когда они (Илия и Ели­сей) шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колес­ница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и вос­кликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конни­ца его! И не видел его более» (2-я Царств, 2:11).

Об учениках Иисуса также сказано, что они рождены «свыше», от Бога, поскольку они уверовали в Него: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (От Ио­анна, 1:12). Очевидно, что они не являются детьми Бога в буквальном смысле этого слова. Подразумевается, что ис­кренне верующие являются духовными сынами Бога. Сердца уверовавших и покаявшихся изменяются настоль­ко, что их обладателей можно назвать заново родивши­мися. Обретя веру и очистив свою душу покаянием, чело­век переживает духовное рождение.

Уверовавшие в Иисуса названы рожденными свыше за их веру, которую даровал им Господь, и они подобны всем остальным уверовавшим: «Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия <…> Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (От Иоан­на, 3:3, 7).
Также читаем: «Всякий верующий, что Иисус есть Хри­стос, от Бога рожден» (1-е Иоанна, 5:1).

А далее сказано: «…знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1-е Иоанна, 2:29).

Слова Иисуса: «Я не от сего мира» вовсе не свидетель­ствуют о том, что он Бог. Подразумевается только, что он отличается от остальных людей тем, что превознесся над бренным, материальным миром, то есть он превыше того, за чем гонится абсолютное большинство людей.

Иисус сказал нечто подобное и о своих учениках, ко­гда заметил в них любовь к миру вечному и равнодушие к мирским благам. Он сказал им: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал нас от мира, потому ненавидит вас мир» (От Иоанна, 15:19).
«Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, по­тому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, что­бы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (От Иоанна, 17:14-15).

Таким образом, Иисус сказал о своих учениках то же, что и о себе — что все они не от мира. И если бы эти слова были указанием на Божественность, то Богом следовало бы называть и каждого из учеников Иисуса…

Очевидно, что это выражение представляет собой оче­редную метафору, которыми богата Библия. Человек не от мира — это человек, который живет не для этого бренного мира и не уделяет ему излишнего внимания, но постоянно и неустанно стремится к довольству Господа и к миру вечному.

Из книги “Бог Единый или Троица”
Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар


]]>]]>