Сто полезных слов о Рамадане (1-5)

В этой статье расскажем обо всём главном, что касается поста в Рамадане. Первые пять пунктов – в нынешнем выпуске.

 

1) Определение понятия «пост» (сыям).

В арабском языке слово «сыям» значит «удержание», «воздержание».

В Шариате словом «пост» обозначается конкретный вид поклонения, выражающийся в отказе от определённых действий, нарушающих этот пост (таких как приём еды, питья и половой близости), от начала рассвета и до полного заката солнца, с соответствующим намерением.

 

2) Статус поста в Шариате.

Все учёные богословы нашей Уммы едины в том, что соблюдение поста в месяц Рамадан является обязательным (фард) для мусульманина. Доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا كُتِبَ عَلَيْكُمْ الصِّيَامُ كَمَا كُتِبَ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكُمْ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненны»[1].

Доказательством из Сунны является хадис, приводимый со слов Абдуллы ибн Умара, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

بني الإسلام على خمس: شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمد رسول الله وإقام الصلاة وإيتاء الزكاة والحج وصوم رمضان

«Ислам построен на пяти столпах, это: свидетельство, что „Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха”, выполнение намаза, выплата закята, совершение хаджа и соблюдение поста в месяце Рамадан»[2].

 

3) Суждение относительно человека, отвергающего обязательность поста.

Никто не отвергает обязательность поста в Рамадане, кроме неверных. Если человек принимает пищу в дневное время Рамадана, то его следует призвать к посту, но если он продолжает настырно нарушать ограничения поста и отрицает сам факт того, что пост является обязательным, то таким образом он демонстрирует своё неверие в Аллаха Господа миров.

 

4) Достоинство поста.

Относительно достоинства соблюдения поста говорится во многих аятах и хадисах. В вышеприведённом аяте было сказано, что пост приводит людей к богобоязненности, и это, несомненно, является большим достоинством поста.

В достоверных хадисах сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من صام رمضان إيماناً واحتساباً غفر له ما تقدم من ذنبه

«Кто будет соблюдать пост в месяце Рамадан с Верой и надеждой на награду Аллаха, тому будут прощены его прежние грехи».                                         

في الجنة باباً يقال له الريان يدخل منه الصائمون لا يدخل منه أحد غيرهم، فإذا دخلوا أغلق فلم يدخل منه أحد

«В Раю есть врата, которые называются Райян (Упоение), через эти врата войдут постящиеся, и никто кроме постящихся не войдёт через них, когда же постящиеся войдут, то врата будут заперты, и никто больше не войдёт через них».

خلوف فم الصائم أطيب عند الله من ريح المسك

«Запах изо рта постящегося приятнее у Аллаха, чем аромат мускуса».

للصائم فرحتان، إذا أفطر فرح بفطره، وإذا لقي ربه فرح بصومه

«Постящемуся дано две радости: когда он совершает ифтар[3], то радуется своему ифтару, а когда встретит своего Господа, то порадуется своему посту».

الصيام يشفع للعبد يوم القيامة

«Пост будет заступаться за раба Аллаха в День Воскрешения».

من صام يوماً ابتغاء وجه الله وختم له به دخل الجنة

«Кто будет поститься в какой-либо день, стремясь к Лику Аллаха, и на этом завершится его жизнь, тот войдёт в Рай». 

الصوم لا عدل له، وأن من صام يوماً في سبيل الله باعد الله بذلك اليوم وجهه عن النار سبعين خريفا

«Ничто не сравнится с постом. Если человек будет соблюдать пост в течении одного дня на пути Аллаха, то Аллах отведёт его лицо от Огня на расстояние семидесяти лет пути».

تصفد فيه الشياطين وهم مردة الجن

«Шайтаны в этом месяце заковываются в цепи, этими шайтанами являются мятежные джинны».

В одном из хадисов также сообщается, что существует три мольбы, которые Аллах непременно принимает — это мольба постящегося, мольба притеснённого и мольба путника. Аллах сделал пост особым видом поклонения, и Он лично будет награждать постящихся. Пост является щитом, охраняющим человека от греха и адского Пламени.

 

5) Мудрость установления поста.

Пост заключает в себе большую мудрость, и обо всём знает лишь Всевышний Аллах:

Пост является средством достижения богобоязненности, потому что, когда душа отказывается от некоторой части дозволенных ей благ из желания угодить Аллаху и из страха перед Его наказанием, то это делает её ещё более способной отказываться от запретного.

Пост побуждает к милосердию, доброте и состраданию к бедным и нуждающимся. В тот момент, когда человек ощущает голод, он начинает лучше понимать положение бедных людей, он более чувственно начинает сострадать их голоду. Пост на практике учит верующих помогать страждущим, потому что устное наставление не может быть равнозначно личному опыту и сопереживанию, как говорится в пословице «всадник пешего не поймёт, пока сам не спешится».

Пост усмиряет желания и страсти. Пост закаляет волю, приучает человека к терпению и выносливости, учит его быть независимым от страстей и стойкой перед лицом соблазнов этой жизни.

Сердце постящегося человека гораздо больше предрасположено к искреннему поклонению, потому что организм в это время избавлен от еды, от лишнего балласта, который несёт в себе леность и беспечность.

Во время поста мусульмане, как никогда, ощущают себя одной единой общиной, все они проходят этот экзамен вместе, едят в одно время и постятся в одно время.

Также месяц Рамадан является месяцем благодарности, потому что каждый, кто имеет достаток, понимает, в какой милости он живёт, и в каком благополучии он пребывает.

 

Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х.
Коррекция текста: Тамкин Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
Для сайта «Почему Ислам» – 
www.whyislam.ru

 

 

  • [1] Коран, сура 2. «аль-Бакара» («Корова»), аят 183.
  • [2] Аль-Бухари.
  • [3] Ифтар – разговение, вечерний приём пищи по завершении дневного поста.