Единобожие

§ 1. Единобожие

Словом «единобожие» принято обозначать такой шариатский термин как «Таухид».

Языковое значение слова «Таухид».

Это слово происходит от корня «У[1]+Х+Д» (و+ح+د) и образуется из глагола «УаХхаДа» (وَحَّدَ), что значит «делать что-то одним», «уединять», «унифицировать», «объединять». Следовательно, слово «таУХиД» (تَوْحِيدٌ) значит «делание чего-то одним», «уединение чего-либо», «унификация», «объединение». Это смысл лексический, что же касается смысла слова «таУХиД» (تَوْحِيدٌ) как шариатского термина, то такие языковые смыслы как «объединение» и «соединение» не всегда могут приниматься в расчет, потому что термин не всегда включает в себя все смыслы того слова, которым он отображается. Например, слово «прививка» в русском языке: медики понимают под ним одно, садоводы – другое, несмотря на то, что оба смысла имеют в корне одинаковое значение.

 

Другие слова арабского языка, образованные от корня «У+Х+Д» (و+ح+د):

«ВаХѝД» сущ.(وَحِيدٌ)(с ударением на второй слог) — единственный, одинокий.

«Ва̀ХиД» сущ.(وَاحِد) (с ударением на первый слог) – один, единица, целое.

«ВаХДат» сущ.(وَحْدَةٌ) – единство, единица, одиночество.

«ВаХД» сущ.(وَحْدٌ) – одиночность, например, когда говорят: «ВаХДаху» (وَحْدَهُ) – это переводится как «только он один».

«ХиДат» сущ.(حِدَةٌ) – изолированность, отдельность. (В данной форме построения слова первая корневая буква опускается).

«муВаХхиД» сущ.(مُوَحِّدٌ) – тот, кто что-то объединяет, или тот, кто делает что-то одним. Это слово образовано напрямую от слова глагола «УаХхаДа» (وَحَّدَ), которое мы рассматривали в самом начале, и соответственно, от его отглагольного имени «таУХиД» (تَوْحِيدٌ). И если слово «таУХиД» (تَوْحِيدٌ) принято переводить как «единобожие», то слово «муВаХхиД» (مُوَحِّدٌ) переводится как «единобожник» или «монотеист». Поэтому, когда вы видите данное слово в литературе, то знайте, что под этим словом подразумевается (или, по крайней мере, должен подразумеваться) человек, живущий  в соответствии с убеждением таухида (единобожия), определение которого было дано выше.

«ВаХДанийят» сущ.(وَحْدَانِيَّةٌ) – единственность.

 

Таухид (Единобожие) как термин Шариата

Итак, какое же определение слова «таУХиД» (تَوْحِيدٌ) в Шариате? Я приведу несколько определений, данных разными учёными Ислама, и в связи со сложностью перевода лаконичных научных определений этого понятия на арабском языке, приведу несколько вариаций перевода, чтобы читатель лучше усвоил смысл этих определений.

1)    «таУХиД» (تَوْحِيدٌ) – это утверждение за Аллахом тех прав и качеств, которые присущи только Ему, и отказ от присвоения этих прав и качеств кому-то помимо Него.

2)    «таУХиД» (تَوْحِيدٌ) – это когда человек делает Аллаха своим единственным объектом поклонения.

3)    «таУХиД» (تَوْحِيدٌ) – это уединение Аллаха в Его праве на поклонение, то есть признание того, что только Ему Одному можно поклоняться.

4)    «таУХиД» (تَوْحِيدٌ) – это утверждение, что право на поклонение (на то, что бы ему поклонялись) имеет только Один Аллах, владычествует, распоряжается и управляет  делами мироздания только Один Аллах, совершенные имена и качества присущи только одному Аллаху.

5)    «таУХиД» (تَوْحِيدٌ) – это признание Аллаха своим единственным объектом для поклонения и утверждение, что божественность и господство свойственны только Ему, и никто не разделяет с Ним  ничего из этого. Также это отказ от присвоения кому-то помимо Него каких-либо божественных деяний, подобающих только Ему, и качеств, являющихся Его индивидуальной особенностью.

Суть данных определений, как вы можете видеть, сводится к одному. Смысл их одинаков, они не противоречат между собой, а лишь дополняют и раскрывают смысл друг друга. Первое определение можно рассматривать как основное, а последующие – как толкование к нему.

Таким образом, «муВаХхиД» (مُوَحِّدٌ) – это тот, кто исповедует «таУХиД» (تَوْحِيدٌ), то есть тот,  кто утверждает за Аллахом те права и качества, которые присущи только Ему, и отказывается от присвоения этих прав и качеств кому-то помимо Него, и поклоняется Аллаху в соответствии с этим.

Чтобы правильно понять, о чем идёт речь, и знать, какие права и качества он должен утверждать за Аллахом и отказываться от присвоения их кому-то помимо Него, мы должны знать эти права и качества. Именно это и есть суть Таухида (Единобожия).

Мы сказали, что Таухид обозначает «делать Аллаха Одним»[2] и сразу же напрашивается вопрос: «Когда мы говорим «Аллах Один», то создаётся ощущение, что смысл выражения не закончен и еще что-то подразумевается, остаётся вопрос: в чём Он Один?» Да, именно в этом вопросе и заключается вся суть Исламской религии.

Некоторые говорят, что «Аллах Один» значит «Один в существовании», то есть только Он существует, а всё остальное есть часть Бога, и мы все есть Его проявление. С точки зрения Ислама такое убеждение является заблуждением и неверием. При этом подавляющее большинство представителей иных религий придерживаются именно такой концепции, в соответствии с которой всё чистое и мерзкое, все праведное и неправедное, всё возвышенное и ничтожное является частью Бога. Таким образом, кришнаиты, которые являются отпетыми язычниками и идолопоклонниками, считают себя единобожниками, ведь по их воззрениям все их лжебоги и статуи в капищах являются проявлением одного Бога, а значит, поклоняясь им, они поклоняются Богу. Ислам отвергает такую концепцию единобожия, более того, она не имеет совершенно никакого отношения к истинному Единобожию, а напротив, является многобожием. В соответствии с Исламом, Аллах является Творцом своих творений, Он не смешан с ними, как говорят язычники и некоторые философы, Он не является творением, а творение не является Аллахом. И если кто-то утверждает, что Аллах находится везде, или наоборот говорит, что Аллах есть, но Он нигде, то такой человек произносит слова неверия и противоречит тому, с чем был послан пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Мусульмане же говорят, что Аллах выше своего творения, Он над Великим Троном, над которым нет творений.

Некоторые говорят, что «Аллах Один» значит «Аллах – Единственный Творец» и нет Творца, кроме Него. Это выражение правильно, но оно не охватывает весь смысл Таухида (Единобожия), более того, оно не выражает той части Таухида, к которому в основном призывал пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) своих соплеменников и всех остальных людей. Большинство людей как в те времена, так и сегодня признают, что Творцом всего сущего является Аллах. Люди по-разному называют Его на своих языках, но суть одна и та же: все признают, что лишь Один Бог создал всё сущее. В Коране говорится:

«Если ты спросишь их (язычников): «Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?» – они непременно скажут: «Аллах». До чего же они отвращены от истины!» (Коран, 29: 61)

«Если ты спросишь их (идолопоклонников): «Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не разумеет». (Коран, 29: 63)

«Если ты спросишь их (многобожников): «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Их сотворил Могущественный, Знающий». (Коран, 43: 9)

«Если ты спросишь их: «Кто сотворил небеса и землю?» – они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большинство их не знает». (Коран, 31: 25)

Мы видим, что даже отпетые язычники-бедуины верили в то, что Творцом является Аллах, и на вопрос о сотворении они не называли имён своих идолов. Но что тогда они делали со своими идолами?! Они им поклонялись, и в этом была их проблема. Они выполняли Таухид (Единобожие) в том, что касается дел Аллаха, но не выполняли Таухид в том, что касается прав Аллаха. Они признавали, что правит и владычествует над всем только Он, они знали, что все блага исходят только от Него, и в этом они были правы. Однако, несмотря на это, они поклонялись наряду с Ним еще и святым, которых они приравняли к Аллаху. Они обращались с молитвами к духам умерших святых, чтобы получить их заступничество, вырезали статуи и рисовали иконы этих святых, и посвящали им акты поклонения, которые подобает посвящать только Аллаху.

Некоторые под словом «Единобожие» подразумевают, что Бог, якобы, един в нескольких личностях или нескольких сущностях (ипостасях[3]). Такое представление существует в индуизме, христианстве, кришнаизме и многих других культах язычества. Тем самым они пытаются совместить несовместимое и оправдать своё многобожие. Они откровенно поклоняются разным личностям и разным сущностям. Надо отчетливо понимать, что этот взгляд не имеет никакого отношения к Единобожию (Таухиду). К примеру, последователи идеи триединства открыто признают, что их троица – это три самостоятельные сущности, каждая из которых обладает своими уникальными особенностями, но три личности и три сущности никак не могут быть одной личностью и одной сущностью, это просто маразм, который недостойно приписывать Всевышнему и Совершенному Создателю. Те, кто исповедует такую идеологию, как правило, не могут аргументированно ответить на многие вопросы, потому что предложенная ими концепция совершенно не согласуется с логикой, здравым смыслом и разумом, данным нам Аллахом. Возникают вопросы, например, о христианской версии единения божественных сущностей:

«Зачем поклоняться трем, если все они — Один? Что дало человечеству якобы знание о триединой концепции, после того как тысячелетиями они обходились без этого знания и поклонялись Одному Единственному Богу? Что дало им это знание, если оно никоим образом не способно усвоиться разумом человека?»

«Свободна ли каждая из личностей в отдельности, может ли сделать не то, что хочет другая?»

«Если вы скажете, что они гармонируют друг с другом до такой степени, что между ними нет противоречий, то разве это можно назвать личностями, ведь они подчинены этой гармонии?»

«Может ли одна из личностей по своему желанию покинуть других членов троицы? Ведь если не могут, то значит, они ограничены и закрепощены, неспособны выполнить своей воли, бессильны».

«Что лучше – поклоняться Одному Всесильному Богу или трём ограниченным и взаимосвязанным

И подобных вопросов возникает великое множество и ни на один из них они не в состоянии дать вразумительного ответа.

Чтобы у человека не возникало подобных заблуждений, необходимо четко понять, о какой сфере Таухида (Единобожия) идёт речь в том или ином случае. Знание классификации науки о Таухиде даёт четкую картину любому человеку, и он с легкостью может определить, где Таухид соблюден полностью, во всех его значениях, где он соблюдён только частично, а где он и вовсе отсутствует. Итак, Таухид имеет несколько разделов:

1)    Первый – это утверждение, что только Один Аллах является Творцом, Правителем, Владыкой и Подателем всех благ. Этот раздел Единобожия принято называть «Таухид ар-Рубубийя» (توحيد الربوبية), что в русской литературе часто переводится как «Единобожие в Господстве», но мне кажется более подходящим переводить его как «Единобожие во Владычестве», потому что это точнее указывает на смысл данного термина.

2)    Вторым видом является утверждение, что только Он Один имеет право на то, чтобы Ему поклонялись, и больше этого права нет ни у кого. Этот раздел Единобожия принято называть «Таухид аль-Улюхийя[4]» (توحيد الألوهية),  в русскоязычной литературе в большинстве случаев это переводится как «Единобожие в Божественности», но более правильным будет переводить как «Единобожие в поклонении» или «…в праве на поклонение».

3)    И третий раздел Единобожия – утверждение, что Аллах обладает превосходными именами и качествами, никто не подобен Ему в этих качествах, и Он не подобен никому. Этот вид Единобожия называют «Таухид филь-асмаи вас-сыфат» (توحيد في الأسماء و الصفات), что значит «Единобожие в именах и качествах».

По всем трём пунктам человек должен соблюдать абсолютное Единобожие, и тот, кто оставит одну из трёх, удовлетворившись двумя другими, тот тем самым лишается своего Таухида и не может именоваться муваххидом (единобожником). Вкратце мы уже рассматривали вопрос всех трёх видов Таухида в статье «Как принять Ислам»  однако данную тему каждый мусульманин должен изучать более подробно, здесь же я ограничусь этим, но при объяснении других слов мы еще коснёмся данной темы.

Остальные части книги §1§2 §3§4§5§6§7§8
Скачать книгу (PDF)

«Важные слова»
Абу Ясин Р. Маликов
www.whyislam.ru

 


  • [1]Первая буква данного корня буква «و» («вав» или «уау) губный звук средний между буквой «В» и буквой «У», поэтому в транскрипции я буду иногда обозначать её как «В», а иногда как «У», в соответствии с более удобным написанием и ли произношением.
  • [2] Следует правильно понять данную фразу. Когда мы говорим «делать Аллаха Одним», то это буквальный перевод слова «таухид», но это не значит, что это мы делаем Аллаха Одним, нет, имеется в виду, что мы приводим свои убеждения к учению Единобожия и исповедуем, что Аллах Один и у него нет сотоварищей. И воистину, Аллах всегда был Одним, Совершенным, Могущественным, и никогда не нуждался ни в ком и ни в чём.
  • [3]Ипостась [греч. hypostasis — сущность] (церк.). (Толковый словарь русского языка Ушакова).
  • [4] Обратите внимание на слово «Улюхийя», оно будет затронуто, когда мы будем обсуждать слово «божество» (илях).

]]> ]]>

4 комментариев

  1. Хакимов

    спасибо

  2. Путник

    Ассаламу-аляйкум. ДжазякаЛлаху хайран администрации сайта., а так же тем братьям., кто занимался переводом книги. хотел спросить., есть ли у вас такая возможность выставить здесь эту полезную книгу так же в формате ворд(doc) ?

  3. ali ibn axmad

    ДжазякаЛлаху хайран

  4. muhamadsalim

    جزاك الله خير

Пинги и трекбэки

Оставить комментарий