Оживление мечетей

Читать офлайн:

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (Коран, 9: 17).

Мечети

Прослушать:


Скачать

Хвала Аллаху, Господу миров, велевшему верующим возводить мечети и поминать в них Его славное имя. Свидетельствуем, что нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Он единственный Повелитель, Создатель и Покровитель, и потому только Ему мы посвящаем своё поклонение и отрекаемся от иных богов. Свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и Его посланник, которому Всевышний доверил нести миссию Единобожия, и он нёс её честно, без упущений. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ними, совершая благие дела, до самого Судного Дня.

Всевышний Аллах наделил мечети особым статусом в Исламе и подчеркнул их почётное положение, назвав «домами Аллаха». Он похвалил людей, которые прославляют Его в этих домах утром и вечером и пообещал им большую награду в день последнего Отчёта. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:

فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَن تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ * رِجَالٌ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاء الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ * لِيَجْزِيَهُمُ اللَّهُ أَحْسَنَ مَا عَمِلُوا وَيَزِيدَهُم مِّن فَضْلِهِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ

 «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им лучшим, чем то, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета» (Коран, 24: 36-38).

Аллах провозгласил, что люди, которые оживляют мечети, проводят в них свои молитвы и любят их посещать, являются истинно верующими и следуют верным путём. Он сказал:

إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللّهِ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلاَةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللّهَ فَعَسَى أُوْلَئِكَ أَن يَكُونُواْ مِنَ الْمُهْتَدِينَ

«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути» (Коран, 9: 17).

Также Аллах объявил о своей угрозе тем, кто мешает людям посещать мечети, препятствует совершению в них молитвы и поминанию имени Аллаха или, еще хуже, сносит их и делает непригодными для использования. Всевышний Аллах сказал:

وَمَنْ أَظْلَمُ مِمَّن مَّنَعَ مَسَاجِدَ اللّهِ أَن يُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ وَسَعَى فِي خَرَابِهَا أُوْلَئِكَ مَا كَانَ لَهُمْ أَن يَدْخُلُوهَا إِلاَّ خَآئِفِينَ لهُمْ فِي الدُّنْيَا خِزْيٌ وَلَهُمْ فِي الآخِرَةِ عَذَابٌ عَظِيمٌ

«Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни» (Коран, 2: 114).

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) побуждал возводить мечети и нёс радостную весть о награде тем, кто возводит дома Аллаха:

مَنْ بَنَى مَسْجِدًا يَبْتَغِي بِهِ وَجْهَ اللَّهِ بَنَى اللَّهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ

«Кто построит мечеть, стремясь к Лику Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю»[1].

مَنْ بَنَى لِلَّهِ مَسْجِدًا يُذْكَرُ فِيهِ بَنَى اللَّهُ لَهُ بَيْتًا فِي الْجَنَّةِ

«Кто построит ради Аллаха мечеть, в которой будут поминать Его, тому Аллах построит дом в Раю»[2].

Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, совершив переселение из Мекки, то первым, что он сделал, было возведение мечети. Это говорит о великой значимости мечетей и их особом статусе в Исламе. Мечети – это дома Аллаха, обители Его ангелов, места, куда нисходит Его божественная милость, где совершаются посвящённые Ему обряды поклонения и где встречаются друг с другом Его верующие рабы Аллаха.

Мечети не должны строиться ради того, чтобы кого-то удивлять, быть украшением улиц, они не должны становиться достопримечательностями, музеями и объектами чьей-то гордости и бахвальства. Мечети возводятся для того, чтобы проводить в них молитву и поминать Всевышнего Аллаха, они не должны быть закрытыми большую часть времени, подобно банковским сейфам.  Мечети строятся, дабы из них возносились молитвы и слова поминания, чтобы распространялся из них свет поклонения и постоянно стекались к ним делегации мусульман, гостей Милостивого Аллаха. Молитва, совершённая в мечети, даёт людям возможность собрать на чаше добрых дел множество хороших поступков и очистить душу от грехов. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ رَاحَ إِلَى مَسْجِدِ الجَمَاعَةِ فَخُطْوَةٌ تَمْحُو سَيِّئَةً وَ خُطْوَةٌ تُكْتَبُ لَهُ حَسَنَةٌ ذَاهِبًا وَ رَاجِعًا

«Когда кто-либо идёт в мечеть для совершения коллективной молитвы, то один шаг стирает грех, а за другой записывается доброе дело, так происходит по пути туда и обратно»[3].

Мусульманин, пребывающий в мечети в ожидании наступления времени намаза, подобен воину, несущему караул (рибат[4]) на пути Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أَلَا أَدُلُّكُمْ عَلَى مَا يـَمْحُو اللهُ بِهِ الخَطَايَا وَيَرْفَعُ بِهِ الدَّرَجَاتِ ؟ قَالُوا : بَلَى يَا رَسُولَ اللهِ قَالَ : إِسْبَاغُ الوُضُوءِ عَلَى الـمَكَارِهِ وَكَثْرَةُ الخُطَا إِلَى الـمَسَاجَدِ وَانْتِظَارُ الصَّلَاةِ بَعْدَ الصَّلَاةِ فَذَلِكُمُ الرِبَاطُ فَذَلِكُمُ الرِبَاطُ فَذَلِكُمُ الرِبَاطُ

«Не указать ли вам на дело, которым Аллах стирает грехи и возвышает степени добродетели?» Сподвижники сказали: «Конечно, о Посланник Аллаха». Он сказал: «Качественное совершение омовения (тахарат), большое количество шагов на пути к мечетям, ожидание наступления молитвы после завершения предыдущей[5] – все это есть рибат, это рибат, это рибат»[6].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

بشر المشائين في الظلم إلى المساجد بالنور التام يوم القيامة

«Обрадуй тех, кто постоянно ходит в мечети в темноте[7], что в день Воскресения им будет дан совершенный свет»[8].

Если человек привыкает к посещению мечети, что становится для него обычной жизненной практикой, то о подобном говорится как о признаке его Веры (Имана). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إذا رأيتم الرجل يعتاد المساجد فاشهدوا له بالإيمان ، قال الله عز و جل : إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللّهِ مَنْ آمَنَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ

«Если увидите мужчину, постоянно приходящего в мечеть, то засвидетельствуйте о его Вере (Иман), ведь Аллах (Велик Он и Славен) сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день»[9].

Когда человек пребывает в мечети, ожидая наступления молитвы, он получает за это ожидание такую же награду, как за саму молитву и всё это время ангелы просят у Аллаха  для него прощения и милости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يزال أحدكم في صلاة ما دامت الصلاة تحبسه لا يمنعه أن ينقلب إلى أهله إلا الصلاة

«Каждый из вас пребывает в намазе до тех пор, пока намаз удерживает его [в мечети], и ничто не препятствует ему вернуться к семье кроме намаза»[10].

لا يزال أحدكم في صلاة ما دامت الصلاة تحبسه و الملائكة تقول : اللهم اغفر له ، اللهم ارحمه ما لم يقم من مصلاه أو يحدث

«Каждый из вас пребывает в намазе, пока намаз удерживает его [в мечети]. И ангелы говорят: «О Аллах, прости его. О Аллах, даруй ему свою милость». Это продолжается  до тех пор, пока человек не покинет место своей молитвы или не испортит своё омовение (тахарат)»[11].

Несмотря на то, что заблаговременный приход в мечеть и ожидание времени наступления молитвы содержат в себе столько блага, многие люди приходят в мечеть поздно. Некоторые выходят из дома, когда в мечети уже начинается намаз, пропуская начало молитвы или большую её часть. Они жалеют посвятить часть своего времени мечетям, но их небрежность по отношению к домам Аллаха оборачивается для них большой потерей. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что некоторые люди постоянно опаздывают в мечеть, он сказал:

لا يزال قوم يتأخرون حتى يؤخرهم الله

«Если люди будут опаздывать [на намаз], то в конце концов Аллах сделает их отставшими»[12].

Если человек всё время опаздывает на намаз, это говорит о том, что он ленится её совершать, а это, в свою очередь, является качеством лицемеров, о которых Всевышний Аллах сказал:

وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى

«Когда они встают на намаз, то встают неохотно» (Коран, 4: 142).

وَلاَ يَأْتُونَ الصَّلاَةَ إِلاَّ وَهُمْ كُسَالَى

«И намаз они совершают лениво» (Коран, 9: 54).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Это качество лицемеров, которое проявляется при совершении ими самого почетного, самого лучшего и самого превосходного из дел. Когда они встают на намаз, то делают это лениво, потому что у них нет искреннего намерения в молитве, они не верят в неё, не страшатся и не понимают её смысла».

 Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Не следует человеку вставать на молитву лениво, намаз надо читать с довольством, с большим желанием и искренней радостью, ведь молящийся беседует с Аллахом. Воистину, Аллах перед молящимся, прощает его, принимает его молитвы, если тот просит о чём-то. Затем Ибн Аббас прочитал:  «…Когда они встают на намаз, то встают неохотно» (Коран, 4: 142).

Аллах (Свят Он и Возвышен) велел мусульманам отправляться в мечеть, когда они слышат призыв на молитву, и оставлять торговлю. Аллах сказал:

يَا أيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِي لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Коран, 62: 9).

فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَن تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ * رِجَالٌ لَّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ

«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается имя Его. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза» (Коран, 24: 36-37).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал:  «Всевышний Аллах говорит, что услады и прикрасы мирской жизни, покупки и торговля, работа и сделки не отвлекают этих людей (верующих) от поминания их Господа, Того, кто создал их, дал им средства к существованию, одарил своими милостями. Они знают: то, что находится у Аллаха, лучше и полезнее того, что находится в их руках, ведь то, что у них — исчезнет, а то, что у Аллаха — вечно».

Сообщается, что Абдулла ибн Масуд (да будет им доволен Аллах) увидел людей, которые торговали на рынке, затем, когда был произнесён азан (призыв на обязательную молитву), они оставили свою лавку и отправились в мечеть. Ибн Масуд сказал: «Это те, о ком Аллах упомянул в своей Книге: «…мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха и совершения намаза» (Коран, 24: 36-37). То же самое сообщается со слов Абдуллы ибн Умара (да будет им доволен Аллах). Когда он увидел, что некоторые люди, торгующие на рынке, услышав призыв на намаз, закрыли свои магазины и отправились в мечеть, то сказал: «Именно в их честь был ниспослан аят: «мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха». Матар аль-Варрак говорил: «Такими были праведные предшественники, они покупали и продавали, но если кто-либо из них слышал призыв на намаз, а в руках его были весы, он сразу же опускал весы и отправлялся совершать молитву».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал приходить на пятничный намаз пораньше. Сообщается в сборнике имама Ахмада, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ غَسَّل وَ اغْتَسَلَ يَوْمَ الْجُمُعَة، وَبَكَّرَ وَابْتَكَرَ، و مشى و لم يركب ، وَدَنَا من الإمام، وَاسْتَمَعَ وَ لم يلغ ، كَانَ لَهُ بِكُلِّ خُطْوَةٍ أَجْرُ سَنَةٍ صِيَامِهَا وَقِيَامِهَا

«Кто омоет голову и тело в день Джум’а[13], выйдет пораньше и застанет начало проповеди, пойдёт пешком, не садясь верхом, приблизится к имаму, будет слушать, не отвлекаясь, то за каждый свой шаг он получит награду, словно соблюдал пост и молился на протяжении целого года»[14].

Ибн Касир сказал: «Этот хадис имеет много путей передачи, в разных версиях его также привели ан-Насаи, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим (хасан). Но большинство людей пренебрегают этой великой наградой, оставляют её и приходят на пятничный намаз лишь тогда, когда уже произносят икаму[15], а некоторые даже упускают часть намаза, пропуская пятничную проповедь, хотя она призвана быть для них наставлением, назиданием, уроком и предупреждением».

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Особенностью пятничного собрания является то, что на нём произносится проповедь, в которой говорят слова восхваления Аллаха, свидетельство Единобожия и пророчества, напоминание людям о великих событиях, связанных с Исламом, и предостережение их, дабы страшились они Его кары и праведного отмщения. Проповедь велит им то, что приближает их к Аллаху и Его Раю, и запрещает им то, что приближает их к Его гневу и Аду. Это и есть смысл проповеди и собрания».

Когда человек приходит в мечеть для проведения пятничной молитвы, то ему следует внимательно слушать проповедь, так как именно в этом и заключается суть данного собрания. Если же прихожанин не слушает, то противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и не получает пользы от данного собрания, а это, в свою очередь, делает сердце чёрствым, отворачивающимся от поминания Аллаха, обрастающим пеленой невежества и беспечности.

Просите у Аллаха благополучия. Бойтесь Его и остерегайтесь скверных позывов своей души, ведь Он сказал в священном Коране:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُلْهِكُمْ أَمْوَالُكُمْ وَلَا أَوْلَادُكُمْ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَمَن يَفْعَلْ ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ *  وَأَنفِقُوا مِن مَّا رَزَقْنَاكُم مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَى أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُن مِّنَ الصَّالِحِينَ *  وَلَن يُؤَخِّرَ اللَّهُ نَفْسًا إِذَا جَاء أَجَلُهَا وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

«О те, которые уверовали! Пусть ваше имущество и ваши дети не отвлекают вас от поминания Аллаха. А те, которые поступают таким образом, окажутся потерпевшими убыток.

Расходуйте из того, чем Мы вас наделили, до того, как вас постигнет смерть, и вы скажете: «Господи! Предоставь мне недолгую отсрочку, и я буду раздавать милостыню и стану одним из праведников».

Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран, 63: 9-11).

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.

Автор: Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан
«аль-Хутаб аль-минбарийя фи аль-мунасабат аль-асрийя»
Перевод:
  Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́
н Р.Г.
Каноническая редакция:
М. Каримов
Для сайта – www.whyislam.ru

 

  • [1] Хадис привёл аль-Бухари и Муслим.
  • [2] Хадис привели Ибн Маджа и Ибн Хиббан.
  • [3] Хадис  привели Ахмад,  ат-Табарани и Ибн Хиббан.
  • [4] Рибат – это один из видов военной службы, который заключается в охране границ государства. Воин, который несёт такую службу, называется «мурабит».  Мурабиты заняты охраной пограничных территорий, они всегда находятся в полной мобилизации, готовые принять на себя первый удар и заблаговременно предупредить командование о вторжении вражеской армии.  Воины, несущие службу в рибате, удостоены Всевышним Аллахом великой награды.Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Рибат в течении одного дня и одной ночи лучше, чем соблюдение поста и совершение намаза на протяжении месяца. Если мурабит умрёт, то праведные дела, которые он совершал, продолжатся, его удел (ризк) продлится, и он будет в безопасности от испытаний (могилы и судного Дня)» (хадис привёл Муслим).
  • [5] Это значит, что после совершения намаза в коллективе или в одиночестве, мысли человека связаны с временем следующего намаза. Он может ожидать намаза в мечети, а может находиться  у себя дома или на работе, но при этом сердце его привязано к молитве, это и есть Рибат. Если мусульманин завершил намаз, то он уже начинает думать о том, как он совершит следующую, старается планировать свои дела и работу так, чтобы прочитать молитву вовремя, и по возможности с коллективом мусульман в мечети. Некоторые ошибочно делают вывод из данного хадиса, что для осуществления такого Рибата необходимо непрерывно находится в мечети до наступления следующей молитвы, это неверное понимание. Смысл хадиса заключается в том, что следует заботится о своей молитве, и всегда держать её в голове, так чтобы она была в сердце до тех пор пока не наступит время следующего намаза.
  • [6] Хадис привел Муслим.
  • [7] Т.е. ходит в мечеть для совершения ночной и утренней молитвы, которые приходятся на темное время суток.
  • [8] Хадис привели Абу Дауд и ат-Тирмизи.
  • [9] Хадис привели ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ад-Дарими, Ибн Хузайма и Ибн Хиббан.
  • [10] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
  • [11] Хадис привёл аль-Бухари.
  • [12] Хадис привели Муслим, ан-Насаи, Абу Дауд и Ибн Маджа.
  • [13] Джума (пятница) – в этот день мусульмане собираются в мечети для проведения пятничной общественной молитвы и проповеди.
  • [14] Хадис привёл Ахмад.
  • [15] Икама – короткий призыв к молитве, произносимый непосредственно перед началом намаза.

]]>]]>