Фетвы больших ученых о Рамадане. Часть 3

Читать офлайн:

Опираться ли на самостоятельные астрономические расчеты при определении религиозных дат или следовать за теми государствами, где опираются на зрительную фиксацию Луны?

Фетвы больших ученых о Рамадане

Можно ли опираться на расчёты астрономов?

(Третий вопрос из фетвы номер 319)

Вопрос:

Учитывая, что мы, жители Британии, можем увидеть невооружённым глазом появление нового месяца, знаменующего наступление Рамадана, только спустя тридцать часов с момента его появления, а также то, что сложные метеорологические факторы препятствуют наблюдению за новой луной, можно ли нам опираться на астрономические расчёты для определения возможной даты появления нового месяца, знаменующего наступление благословенного месяца Рамадан или всё же мы обязаны увидеть сами молодую луну для того, чтобы начать пост в благословенный месяц Рамадан?

Ответ:

Разрешается использовать средства наблюдения для слежения за появлением нового месяца. Что же касается астрономических расчётов, то на них нельзя опираться в вопросе наступления или окончания благословенного месяца Рамадан, т.к. Всевышний Аллах не предписал нам этого ни в Священном Коране, ни через Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Всевышний предписал нам начинать пост в месяц Рамадан, когда мы увидим появление нового полумесяца, и предписал заканчивать поститься и праздновать день окончания поста, когда увидим появление следующего полумесяца, знаменующего наступление месяца Шаваль. Таким образом, опираясь на новолуния, люди определяют промежутки времени и дату хаджа, и поэтому мусульманину нельзя основываться на что-то другое, помимо новолуния, с целью определения временных отрезков для совершения таких видов поклонения, как пост в месяц Рамадан, праздничных дат и времени совершения хаджа (большого паломничества). Также это касается вопросов искупительных постов – таких как искупление за ошибочное убийство или искупление за «зыхар»[1] и т.д.

Всевышний Аллах сказал: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься».[2] Также Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Они служат для людей в качестве определения промежутков времени и хаджа».[3]

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите. Если же он будет скрыт от вас, то отсчитайте (тридцать дней от начала месяца Ша’бан)».[4]

Поэтому, если кто-то не видел новый месяц в другой местности или не смог увидеть новолуние у себя в стране как в ясную, так и пасмурную погоду, тот обязан отсчитать тридцать дней от начала предыдущего месяца.

Если же новолуние было зафиксировано зрительно в другой местности, то мусульмане в таком случае обязаны подчиниться решению своего правителя, поститься или нет. Дело в том, что в подобных ситуациях решение правителя устраняет разногласие, а именно – разногласие в отношении разницы появления нового месяца в зависимости от местности. Если правитель в вашей стране не является мусульманином, то мусульманам нужно следовать постановлениям местной мусульманской организации, принимая решение поститься или нет, в зависимости от того, какого мнения они придерживаются.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![5]

 

Фетва номер 388.

Вопрос:

Что говорит Ислам по поводу разницы в датах мусульманских религиозных праздников (праздника Разговения и праздника Жертвоприношения), ведь это разногласие приводит к тому, что человек может поститься в праздничный день (праздник Разговения), когда запрещено поститься? Или наоборот: человек может прервать пост в тот день, когда обязательно надо поститься? Мы надеемся, что вы дадите убедительный ответ на этот столь важный вопрос, и он станет доводом перед Аллахом. Поскольку такая разница возможна в отношении двух дней, то вероятность существования разногласия в отношении трёх дней также возможна. И если Ислам выступает против любого разногласия, то  как правильно можно сделать мусульманские праздники едиными?

Ответ:

Нет разногласия среди учёных в том, что молодой месяц появляется в разное время в зависимости от места, и это является неоспоримым фактом, подтверждаемым разумом и чувствами восприятия. Однако учёные разошлись на два мнения, учитывается ли разница во времени появления нового месяца, знаменующего наступление и окончание поста в месяц Рамадан или нет. Представители первого мнения считают, что разница в появлении нового месяца учитывается в отношении наступления и окончания месяца Рамадан. Другие же так не считают. Каждая из сторон привела в качестве довода аяты из Священного Корана, некоторые хадисы и кыйяс (аналогию).

Иногда представители обоих мнений ссылаются на один и тот же довод, как, например, обе стороны приводят в качестве доказательства слова Всевышнего Аллаха: «Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься»[6]. Или же ссылаются на аят:  «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Определяют промежутки времени для людей и хаджа»[7]. Также представители обоих мнений приводят в качестве довода хадис: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите».[8]

Причиной этому является разница в понимании текстов, применение их в качестве довода. Этот вопрос несёт теоретический характер, допускающий иджтихад (вынесение самостоятельного решения) учёных. Вот поэтому мусульманские учёные как раньше, так и сегодня разошлись по данному вопросу на два мнения.

Поэтому, жителям определённой страны, если они не видели новолуние в тридцатую ночь у себя, можно основываться на зрительную фиксацию появления нового полумесяца в другой стране. Если же между жителями этой страны возникнут разногласия, то необходимо, чтобы вопрос наступления поста или его окончания решался правителем мусульманином той местности, в которой они живут. Его решение на основании одного из этих двух мнений ставит окончательную точку в спорных вопросах, и население обязано подчиниться его решению. Если правитель в стране не является мусульманином, то мусульмане должны следовать решению местной мусульманской организации, дабы сохранить единство в соблюдении поста в месяц Рамадан и праздничной молитвы в стране.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![9]

 

Второй вопрос из фетвы номер 3686.

Вопрос:

Могут ли жители Африки поститься, опираясь на зрительную фиксацию новолуния в Мекке?

Ответ:

Комитет больших учёных Саудовской Аравии уже выносил решение по данному вопросу, в котором говорится:

— во-первых, учёные единогласны в том, что молодой месяц появляется в разное время в зависимости от места, и это является неоспоримым фактом, подтверждаемым разумом и чувствами восприятия. Разногласие существует среди учёных в том, учитывается ли разница во времени появления нового месяца, знаменующего наступление и окончание поста в месяц Рамадан, или нет.

— во-вторых, этот вопрос носит теоретический характер, допускающий иджтихад (вынесение самостоятельного решения) учёных, и это разногласие, существующее между обладателями религиозных знаний, допустимо. Получит двойную награду тот учёный, который оказался прав: награду за иджтихад и награду за правоту, а тот, кто ошибся из числа учёных, тот получит только одно вознаграждение за иджтихад. Мусульманские учёные разошлись по данному вопросу на два мнения. Представители первого мнения считают, что разница в появлении нового месяца учитывается в отношении наступления и окончания месяца Рамадан. Другие же так не считают. Каждая из сторон привела в качестве довода аяты из Священного Корана, некоторые хадисы и кыйяс (аналогию). Иногда представители обоих мнений ссылаются на один и тот же довод, как, например, обе стороны приводят в качестве доказательства слова Всевышнего Аллаха: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи: «Определяют промежутки времени для людей и хаджа»[10]. Также представители обоих мнений приводят в качестве довода хадис: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите».[11]  Причиной этому является разница в понимании текстов, применение их в качестве довода.

Учитывая тот факт, что разногласие в этом вопросе не имеет негативных последствий, а также тот факт, что вот уже на протяжении четырнадцати веков неизвестно, чтобы исламская община объединилась на одной зрительной фиксации новолуния, совет Комитета Больших Учёных считает, что не стоит ставить ребром этот вопрос, ведь каждое мусульманское государство обладает правом выбирать между существующими двумя мнениями, потому что у каждой из сторон есть свои веские доводы.

— в-третьих, совет Комитета Больших Учёных после изучения доводов из Священного Корана и Сунны, а также после рассмотрения мнений учёных касательно вопроса появления новолуний на основании астрономических расчётов единогласно постановил, что нельзя ссылаться на астрономические расчёты в вопросе наступления нового месяца в отношении религиозных предписаний. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь, когда вы видите его (новый месяц), и прекращайте, когда снова его увидите»[12]. Также есть и другие доводы из Сунны.

Да поможет вам Аллах! Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду и его семье![13]

 Перевод: Вахитов М.
Каноническая редакция: Максад Каримов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru

  • [1] «Зыхар» — клятва мужчины, в которой он говорит своей жене, что она для него, как мать, имея в виду, что он больше не будет иметь с ней интимной близости.
  • [2] Сура «Аль-Бакара», 185.
  • [3] Сура «Аль-Бакара», 189.
  • [4] Аль-Бухари (1810); Муслим (1081); Ат-Тирмизи (684); Ан-Насаи (2117); Ибн Маджа (1655); Ахмад (2/497), Ад-Дарими (1685).
  • [5] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/98-100. Члены комитета: Абдулла ибн Мани’, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи.
  • [6] Сура «Аль-Бакара», 185.
  • [7] Сура «Аль-Бакара», 189.
  • [8] Аль-Бухари (1810); Муслим (1081); Ат-Тирмизи (684); Ан-Насаи (2117); Ибн Маджа (1655); Ахмад (2/497), Ад-Дарими (1685).
  • [9] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/100-102. Члены комитета: Абдулла ибн Мани’, Абдулла ибн Гудайян, Абдур-Раззак ’Афифи.
  • [10] Сура «Аль-Бакара», 189.
  • [11] Аль-Бухари (1810); Муслим (1081); Ат-Тирмизи (684); Ан-Насаи (2117); Ибн Маджа (1655); Ахмад (2/497), Ад-Дарими (1685).
  • [12] Привёл Ахмад, (1/226; 258; 2/415; 422, 438, 454, 456, 469; 4/321; 5/42); Аль-Бухари, (2/229), версия текста хадиса приводится у него, Муслим, (2/759, 762, номер хадиса: 1080, 1081); Ат-Тирмизи, (3/69, 72, номер хадиса: 684, 688), Ан-Насаи, (4/133, 135, 136, 154, номер хадиса: 2116-2118, 2124, 2129, 2189); Ад-Дарими, (2/2-3), Ад-Даракутни, (2/158, 160, 161, 162, 163, 168); Абдур-Раззак, (4/156, номер хадиса: 7306); Ибн Абу Шейба, (3/21); Ибн Хиббан, (8/227, 238, 239, номер хадиса: 3448, 3457, 3459).
  • [13] Сборник фетв постоянного комитета по научным исследованиям и фетвам, 10/100-104. Члены комитета: Абдулла ибн Ка’уд, Абдуль- ’Азиз ибн Абдулла ибн Баз.

]]>]]>