Сто полезных слов о Рамадане (21–30)

Как делать намерение перед постом, портит ли пост намерение прервать его, желательные действия во время поста, о том что портит пост – в четвертом выпуске «Полезных слов о Рамадане».

21) Произнесение намерения (ният).

Место намерения – в сердце, а проговаривание намерения, его озвучивание является в Религии новшеством (бидаат). Поэтому озвучивать намерение не разрешается, нужно просто иметь в сердце решимость вступить в пост без каких-либо слов. Если человек знает, что завтра наступит Рамадан, то он просто мысленно намеревается поститься, и это будет самым правильным намерением.

 

22) Прерывается ли пост человека, который твёрдо вознамерился прервать его, но ещё не сделал этого.

По поводу этого вопроса среди учёных существуют разногласия, и более правильным мнением является то, что пост не прерывается, но для того, чтобы себя обезопасить, будет лучше, если человек восполнит этот день. Ханафиты и шафииты сообщили, что из-за намерения прервать пост он не нарушается, так же как не нарушается намаз человека, который пожелал заговорить в намазе, но не сделал этого. Маликиты и ханбалиты сообщили, что пост в этом случае нарушается, потому что намерение поста было аннулировано намерением его прервать.

Как было сказано выше, наиболее аргументированным мнением является первое; если человек решился прервать пост, но так и не сделал этого, то восполнять этот день не требуется. Но если он восполнит этот день, то так будет безопаснее: дальше от сомнений и разногласий, а Аллах знает об этом лучше.

 

23) Пост в бессознательном состоянии.

Если человек вознамерился поститься, а затем упал в обморок и пробыл в бессознательном состоянии весь день, от рассвета (фаджр) до заката (магриб), то, по мнению большинства учёных (джумхур), такой пост считается недействительным. Если же человек, потерявший сознание, в течение дня (в его начале или в конце) всё-таки очнётся, то пост его будет считаться действительным.

 

24) Пост вероотступника (муртад).

Если мусульманин вознамерился поститься и после этого решил отречься от Ислама (да убережёт Аллах мусульман), в таком случае его намерение аннулируется и пост становится не действительным.

К большому сожалению, дорогие братья, многие люди, называющие себя мусульманами, ругают Аллаха (Велик Он и Славен), ругают Его религию и священный Коран. Они делают это когда гневаются или с кем-то ссорятся, нанося самим себе огромный вред. Некоторые считают, что так они проявляют свою оригинальность или мужество. Нет никаких сомнений, что поношение имени Аллаха, Его посланника и Его религии – это абсолютное неверие (куфр), и тот, кто делает это, является вероотступником, вышедшим из Ислама.

Тот, кто сделает нечто подобное, обязан искренне покаяться перед Аллахом, снова вернуться в Ислам, произнеся свидетельство («Ля иляха илля-Ллах, Мухаммада-ррасулю-Ллах»), затем довести пост в оставшуюся часть дня до конца и после Рамадана восполнить этот день как пропущенный.

 

25) Желательные действия (сунна) во время поста.

  1. Сухур (утренний приём пищи). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

تسحروا فإن في السحور بركة

«Принимайте сухур, воистину, в сухуре содержится благодать (баракат)»[1].

  1. Сухур следует принимать как можно ближе ко времени наступления рассвета, а ифтар[2] следует совершать сразу же после заката. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا يزال الناس في خير ما عجلوا الفطر

«Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут торопиться с ифтаром»[3].

  1. Ифтар желательно начать свежими финиками, а если нет свежих, – то сушёными. Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах):

أن الرسول صلى الله عليه وسلم كان يفطر قبل أن يصلي على رطبات فإن لم تكن رطبات فتميرات فإن لم تكن تميرات حسا حسوات من الماء

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ифтар до намаза (магриб) свежими финиками, если же не было свежих фиников, – то сушёными, а если не было и сушёных, то делал несколько глотков воды»[4].

  1. Обращение к Аллаху с мольбой (дуа) во время ифтара.

Нет достоверных хадисов, в которых бы сообщалось, что время ифтара является особенным и что в это время следует обращаться к Аллаху с мольбами. Всё время поста является благоприятным для молитв. Единственное, что имеет достоверную основу, это следующие слова поминания, которые нужно произносить после ифтара:

ذهب الظمأ وابتلت العروق وثبت الأجر إن شاء الله تعالى

«Захаба ззамау, ва-бталляти ль-’уруку, ва сабата ль-аджру, ин шаа-Ллах».

«Ушла жажда, и увлажнились артерии, и утвердилась награда, если пожелал Аллах»[5].

 

26) Действия, нарушающие пост (муфсидат).

В общих чертах можно сказать, что пост нарушают действия, которые противоречат условиям и основным правилам поста: приём пищи или питья, половой акт, наступление месячных или послеродовых кровотечений, вероотступничество, попадание чего-либо в полости человека извне.

 

27) При каких обстоятельствах пост считается испорченным при попадании в полости человека чего-либо извне?

Учёные говорили: пост портится при условии, «если что-либо попадёт в полости человека через свободные проходы в его теле», – так говорят маликиты. Шафииты говорят: «…через открытые проходы», т. е. через естественные пути в теле человека (такие как рот, нос и уши), по которым какое-либо вещество может проникнуть в желудок.

Если же что-то проникло в тело не через эти пути, то это не нарушает поста. Например, если человек искупался и почувствовал прохладу у себя внутри или намазал тело маслом и, впитавшись, оно проникло в тело, то это не нарушает поста.

Если же внутрь попало нечто такое, от чего можно было уберечься (например, дождевая вода или снег), но при этом человек никак не препятствовал этому и проглотил это намерено, то таким образом он нарушает свой пост. По мнению учёных, горло тоже считается полостью, поэтому попадание чего-либо в горло равнозначно попаданию в желудок.

Если же в горло попало нечто такое, от чего было никак невозможно себя предостеречь (например, неожиданно залетевшее в рот насекомое или пыль на дороге), то это, по общему мнению всех учёных (иджма), не нарушает поста.

 

28) Нарушается ли пост при попадании в желудок непищевых веществ.

Большинство учёных не делают разницы между питательными и непитательными веществами. Пост будет испорчен, если в желудок попадёт что-либо, вне зависимости, является это едой или нет. Например, если человек намеренно проглотит камень, землю или что-то в этом роде, то пост его будет нарушен, несмотря на то, что эти вещи не являются съедобными.

 

29) Приём пищи по забывчивости.

Пост нарушается только при намеренном приёме пищи, если же человек поел или совершил иное действие, нарушающее пост, по забывчивости, то, по мнению подавляющего большинства учёных, пост от этого не нарушается и восполнять его не нужно. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من نسي وهو صائم فأكل أو شرب فليتم صومه فإنما أطعمه الله وسقاه

«Кто по забывчивости поел или попил во время поста, то пусть продолжит поститься. Это Аллах накормил его и напоил»[6].

 

30) Приём пищи по принуждению.

Пост нарушается тогда, когда человек ест или пьёт по доброй воле, самостоятельно. Если же человека принудили нарушить условия поста, то его пост не нарушается. Например, если человека схватили и против воли залили ему в горло воды или залили ему в рот лекарство, то в таком случае пост не нарушается. Таково мнение большинства учёных, шафиитов, маликитов и части ханафитов, потому что человек не несёт ответственности за то, к чему его насильно принудили.

Учёные аргументировали это достоверными хадисами, из которых известно, что Аллах снял с Уммы Пророка Мухаммада ответственность за действия, совершённые по ошибке, по забывчивости, и за то, к чему они были принуждены. Поэтому если человека насильно заставили поесть, пост его является действительным, так же как и у человека, поевшего по забывчивости.

 

Подготовил: Абу Ясин Маликов Р.Х.
Коррекция текста: Тамкин Р.Г.
Каноническая редакция: Каримов М.
Для сайта «Почему Ислам» – 
www.whyislam.ru

 

 

  • [1] Аль-Бухари.
  • [2] Ифтар – разговение, вечерний приём пищи по завершении дневного поста.
  • [3] Аль-Бухари.
  • [4] Ат-Тирмизи (хадис хасан).
  • [5] Абу Дауд (хадис хасан).
  • [6] Аль-Бухари.

]]>]]>