Сторонники Корана

Сторонники Коран

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье, его сподвижникам и всем, кто последовал за ними на их праведном пути.

Дорогие братья и сёстры, прошу у Аллаха благословения для вас, прощения от вашего Господа и возвышения в райских Садах.

В сборнике хадисов «Сунан» Ибн Маджи и в сборнике «Муснад» имама Ахмада (да одарит их Аллах своей милостью) приводится хадис, передаваемый от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِنَّ لِلَّهِ أَهْلِينَ مِنْ النَّاسِ ، قَالُوا : يَا رَسُولَ اللَّهِ ، مَنْ هُمْ ؟ قَالَ

هُمْ أَهْلُ الْقُرْآنِ ، أَهْلُ اللَّهِ وَخَاصَّتُهُ

«Воистину, у Аллаха среди людей есть близкие». Сподвижники спросили: «Посланник Аллаха, кто же они?» Он ответил: «Это сторонники Корана, они и есть близкие Аллаха и Его избранные люди». (Шейх аль-Альбани назвал этот хадис достоверным (сахих). См.: «Сахих Ибн Маджа»).

Кто же эти люди? Кто такие сторонники Корана? Может, это те, кто верит в Коран, или те, кто читает его в переводе на свой язык? Может, это те, кто иногда читает его — хотя бы один или два раза в неделю? А может, это те, кто выучили Коран наизусть и читают его по памяти?

Дорогие мои братья и сёстры, давайте же посмотрим, что об этом говорили наши праведные учёные.

Аль-Мунави[1] (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Это —  люди, выучившие Коран наизусть и совершающие дела в соответствии с ним. Они близки к Аллаху, и Он относится к ним по-особому, так же, как человек по-особому относится к членам своей семьи. Аллах назвал их своими близкими, чтобы указать на их величие, подобно тому, как священную Каабу Он назвал своим Домом.

 Это можно сказать про чтеца Корана, который избавился от несправедливости в своем сердце, а от его души отошли низменные желания. Сторонником Корана является тот, кто очистил себя от грехов, как внешних, так и внутренних, кто украсил себя делами поклонения. Такой человек является сторонником Корана»[2].

Недостаточно одного лишь чтения для того, чтобы стать одним из близких Аллаха. Человек станет таковым лишь тогда, когда начнёт поступать в соответствии с законами Всевышнего, когда будет останавливаться у Его границ и когда украсит себя нравом, угодным Аллаху.

Имам Мухаммад ибн Хусейн аль-Аджурри[3] (да одарит его Аллах своей милостью) в своём известном труде «Ахляк хамалят аль-Куран» («Нрав носителей Корана») написал замечательные слова, которым следует уделить пристальное внимание:

«Если Аллах обучил человека Корану и дал ему преимущество над другими — над теми, кто не знает Коран, —  и если тот человек желает быть сторонником Корана, близким и избранным человеком Аллаха, то он должен сделать так, чтобы Коран стал весной его сердца, весной, которая пробуждает жизнь в его душе. Ему также следует вести себя подобающе, так, как этому учит Коран.

Он должен обрести тот почтенный нрав, который отличает носителей Корана от тех людей, кто не читает Коран.

Первой обязанностью чтеца является страх перед Аллахом — это богобоязненность (таква), которая должна действовать в его сердце всегда, как в одиночестве, так и при людях. Он обязан быть внимательным к своему времени, следить за тем, чтобы его семья и близкие не испортились и не сошли с прямого пути, он увещевает их в религии, решительно направляясь к великой цели на своём пути. Он всегда обеспокоен тем, чтобы ничего не ухудшилось в его душе и в поступках, нацелен на исправление своих недостатков. Он бережёт свой язык и взвешивает свои слова. Если он говорит, то говорит в соответствии со знанием и только в том случае, если сказанное будет правильным. А если молчит, то молчит в соответствии со знанием, если считает, что молчание будет правильным.

Он редко говорит о том, что его не касается. Он боится своего языка больше, чем врагов. Он мало смеётся над тем, над чем смеются люди, потому что смех нередко оставляет после себя дурной след.

Лицо его радушно, речь его приятна, он ни о ком не сплетничает. Он ни на кого не смотрит свысока, ни кого не бранит и не проявляет злорадства, когда кто-то попадает в беду. Он ни на кого не покушается, никому не завидует.

Он сделал Коран, сунну и фикх своими поводырями, которые указывают ему путь к добрым и красивым делам. Он бережёт свои руки, ноги и прочие части тела от запретного. Если ему говорят слово истины, он принимает его как от старших, так и от младших. Он ищет почёта у Аллаха и не ждёт его от людей.

Он презирает высокомерие и надменность и боится появления этих качеств у себя. Он не питается посредством Корана и не использует его для заработка или решения своих проблем. Он не устремляется с Кораном к сыновьям королей и не сидит на собраниях богачей, чтобы они почтили его. Он доволен малым и ему достаточно этого.

Он боится прикрас этого мира, чтобы они не испортили его, и неуклонно выполняет предписания Корана и Сунны. Он ест со знанием, пьёт со знанием, одевается со знанием, спит со знанием и общается с семьёй со знанием, встречается со своими братьями со знанием и навещает их со знанием.

Он принуждает свою душу почитать родителей и, когда они просят помочь им в добром деле, он помогает, если же они просят его помочь им в грехе, то не помогает им. Но даже ослушаясь их неправедного приказа, он остаётся добрым к ним и делает это с уважением, не нарушая этикета. Чтобы, избегая греха, к которому они побуждали, не проявить непочтительности к ним и тем самым не совершить нечто худшее.

Он скрепляет узы родства, избегает порывать родственные отношения. Если с ним порывают, он скрепляет. Если кто-то ослушается Аллаха в отношении его прав, то он повинуется Аллаху в отношении этого человека и соблюдает его права. Он не позволяет себе несправедливости в отношении тех, кто несправедлив к нему.

Носитель Корана должен быть мягким и добрым в общении, терпеливым, когда обучает людей добру. Его ученики и собеседники рады общению с ним, а его присутствие на собрании приносит людям пользу.

Он сделал Коран и Сунну светом для себя, который указывает ему путь ко всем благам. Когда он изучает Коран, то делает это осмысленно, он старается вникать и размышлять, потому что больше всего его заботит понимание законов, которые Аллах вменил ему в обязанность. Он желает следовать велениям Аллаха и сторониться Его запретов, и его не заботит, когда он дочитает суру до конца. Его заботят такие вопросы:

  • Когда я смогу нуждаться только в Аллахе и не буду нуждаться ни в ком другом?
  • Когда я буду одним из богобоязненных?
  • Когда я буду праведником, совершающим добрые дела только ради Аллаха?
  • Когда я стану уповать только на Аллаха?
  • Когда я стану смиренным?
  • Когда я стану терпеливым?
  • Когда я стану понимать речь Аллаха?
  • Когда я пойму то, что читаю?
  • Когда я смогу победить свою душу со всеми её желаниями и страстями?
  • Когда я стану бороться и усердствовать ради Аллаха по-настоящему?
  • Когда я устрашусь угроз Корана и прислушаюсь к ним?
  • Когда же поминание Аллаха станет для меня главнее всего на свете?

Кто будет таким или приблизиться к этому, то можно сказать, что он истинно читает Коран и соблюдает его надлежащим образом. И тогда Коран станет для него свидетелем и заступником, он станет его другом и защитником.

Кто будет таким, тот принесёт пользу себе и своей семье, он подарит благодать своим родителям и своим детям в обоих мирах»[4].

Отношение верующего к Священному Корану —  это самый лучший способ проверить степень своего Имана. Нет ничего, что служило бы столь явным мерилом любви ко Всевышнему Аллаху, чем Его Слово – Священный Коран.

Абдулла ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) говорил: «Кто желает быть уверенным, что он любит Аллаха, то пусть предоставит свою душу на рассмотрение Корану, и кто любит Коран, тот любит Аллаха, потому что Коран — это речь Аллаха»[5].

Это чистая правда! Ведь если верующий полюбил Аллаха, то он не может провести и дня без чтения Его Книги, ведь Коран – это речь Аллаха, а Его речь – это неотъемлемое качество Аллаха, а качество Аллаха неразрывно связано с Его великой сущностью, то есть с Ним самим. И поэтому человек, читающий Коран, подобен тому, кто встретился с Аллахом, приблизился к Нему и ведёт с Ним личную беседу.

Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я не хотел бы, чтобы настал такой день или такая ночь, в которую я не посмотрел бы в Книгу Аллаха»[6]. Он имел в виду чтение, глядя в свиток Корана, а не по памяти или в намазе.

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) говорил: «Праведные предшественники считали скверным, если случался день, когда человек ни разу не читал из свитка»[7].

Шейх Абдулла ибн Джибрин сказал: «Те, кто читает Коран на протяжении всего года постоянно, —  они и есть сторонники Корана, они и есть близкие Аллаха и Его избранные люди. Мусульманин обязан заботиться о Коране, читать его должным образом[8], считать дозволенным то, что дозволил Коран, и считать запретным то, что запретил Коран, совершать дела в соответствии с его ясными аятами, размышлять над его удивительными знамениями, извлекать уроки из его притчей и историй и претворять в жизнь всё то, чему он нас учит. Потому что Коран был ниспослан для того, что бы люди жили по нему и реализовывали его на практике, но даже просто чтение Корана является добрым делом, и за него будет награда.

Поэтому тот, кто желает быть сторонником Корана, обладателем Напоминания, должен читать и чтить его должным образом, читать в мечети, читать дома, читать на работе, никогда не оставлять его и не отвлекаться от него. Делать это нужно не только в Рамадане.

Если ты читаешь Коран, то усердствуй, старайся прочитывать его полностью в пять дней или в три дня, как можешь. Лучше всего, если человек сделает для себя определённое количество, которое он сможет прочитать, и определить для этого время, например, всегда после утреннего намаза (фаджр), или всегда после ночного (иша), или после предвечернего (аср) — так, как ему удобно. Коран должен оставить в твоём сердце след, который будет сохраняться постоянно на протяжении всего года. Этот след пробудит в тебе любовь к Слову Аллаха, ты начнёшь ощущать сладость и красоту его аятов, и тогда ни прослушивание Корана, ни его чтение никогда не утомят тебя.

Таковы качества и особенности верующего, который хочет стать одним из сторонников Корана, который является близким Аллаха и Его избранным человеком»[9].

Если же мусульманин будет регулярно, каждый день, читать определённое количество страниц из Корана, затем прервётся по уважительной причине, например, из-за болезни, поездки или из-за чего-то другого, то это не повредит ему. В сборнике «Сахих» аль-Бухари приводится хадис со слов Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إِذَا مَرِضَ الْعَبْدُ أَوْ سَافَرَ كُتِبَ لَهُ مِثْلُ مَا كَانَ يَعْمَلُ مُقِيمًا صَحِيحًا

«Если раб Аллаха заболеет или выйдет в путь, то ему будут записаны благие дела подобные тем, которые он совершал, живя у себя дома и будучи здоровым»[10].

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Перевёл и составил: Абу Ясин Руслан Маликов.
www.whyislam.ru

 

 

  • [1] Мухаммад ибн АбдурРауф ибн Тадж-уль-арифин ибн Али ибн Зейн-уль-абидин аль-Хаддади аль-Манави, известный также как Зейнуддин (Красота Религии) — (952-1031 по хиджре). Великий и прославленный учёный, автор многих фундаментальных трудов в науках, связанных с хадисоведением, толкованием, исламским правом и историей.
  • [2] «Файд аль-Кадир» (3/83).
  • [3] Абу́ Бакр Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Аджурри  (877- 970) — известный исламский богослов, хадисовед и правовед.
  • [4] «Ахляк хамалят аль-Куран», стр. 27.
  • [5]  «Аз-Зухду ва ар-ракаик» Ибн Мубарак (хадис № 38).
  • [6] «Аз-Зухд» Ахмад (стр. 128).
  • [7] «Тафсир Ибн Касир» (1/68).
  • [8] «Те, кому Мы даровали Писание и кто читает его надлежащим образом, действительно веруют в него. А те, которые не уверуют в него, непременно окажутся в убытке» (Коран, сура 2. «аль-Бакара» («Корова»), аят 121).
  • [9] «Фатава аш-шейх Ибн Джибрин» (59/ 31-32).
  • [10] Аль-Бухари (2996).

]]>]]>

3 комментариев

  1. Анжела

    Джазакум Аллаху хайран! Побольше бы таких статей!
    Просим Аллаха сделать нас из людей Корана, людей Аллаха!

  2. O.

    Отличный пост, полезный, если Аллах пожелает.

  3. Талап

    ЖазакаАллаху хайрун. Да благославит вас Аллах за ваши дела. Слава Аллаху Господу миров.