Ночь перенесения и вознесения пророка

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Который Создал всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал прямой путь. Хвала Всевышнему, Который разъяснил Своим рабам истинную дорогу и предостерёг их от путей заблуждения.

Благословение и мир пророку милости и прямого пути, указавшему своей умме (общине) дорогу к истине и довольству Всевышнего, который предостерёг верующих от следования шайтану (сатане) и страстям.

Наступил месяц Раджаб. Многие мусульмане начинают с интересом смотреть в мусульманские календари, ища там знаменательные события, случившиеся в этот месяц, для того чтобы выделить некоторые дни, связанные с этими событиями, проводя их в особых видах поклонения. Однако при этом не все задумываются об основе этих знаменательных дней, и можно ли их каким-то образом выделять, и что об этом говорят мусульманские учёные.

Среди прочих знаменательных событий месяца Раджаб, в календарях упоминается ночь Исра’ и  Ми’радж (перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и вознесения на небеса).

Что же говорится об этом в Священном Коране и в Пречистой Сунне?

В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знаме­ний, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благослове­ние. Воистину, Он — Слышащий, Видящий». (Сура «Аль-Иср а’», 1).

Что касается Пречистой Сунны, то сообщается со слов Малика бин Са‘са‘а (да будет доволен Аллах ими обоими) что пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему о ночном путешествии следующее: «Когда я лежал в аль-Хатиме  (или, возможно, он сказал: в Хиджре), кто-тонеожиданно явился ко мне и рассёк». (Катада, один из передатчиков хадиса сказал: «Я слышал, как Анас говорил: «Рассёк от сих (пределов) до сих». Я спросил Аль-Джаруда, который был рядом со мной: «Что он имеет в виду?» На что он сказал: «От углубления верхней части груди между двумя ключицами до низа живота». Также я слышал, что он говорил: «От верхней части груди до низа живота»).

«…Затем извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли, потом наполнили его (верой), потом вернули его (на прежнее) место, а потом ко мне подвели животное белого цвета меньше мула, но больше осла». (Аль-Джаруд спросил: «О Абу Хамза! Это животное – «Аль-Бурак?» Анас ответил: «Да».

«…Это животное способно одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором.

Потом меня посадили на это животное, и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты. Когда я достиг низшего неба, то увидел там Адама. Джибрил сказал: “Это — твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

Затем Джибрил вознёсся со мной ко второму небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты. Когда я достиг (второго неба), то увидел там Йахйу и ‘Ису, являющихся двоюродными братьями со стороны матери. Джибрил сказал: “Это — Йахйа и ‘Иса, поприветствуй же их!” Я поприветствовал их, и они ответили на приветствие, после чего сказали: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к третьему небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг третьего неба, то увидел там Йусуфа. Джибрил сказал: “Это — Йусуф, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к четвёртому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг четвёртого неба, то увидел там Идриса. Джибрил сказал: “Это — Идрис, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к пятому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг пятого неба, то увидел там Харуна. Джибрил сказал: “Это — Харун, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к шестому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг шестого неба, то увидел там Мусу. Джибрил сказал: “Это — Муса, поприветствуй же его!” — и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” – когда же я покидал его, он заплакал. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать?” – и он сказал: “Я плачу по той причине, что после меня был послан к людям молодой человек, и в Рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”

А затем Джибрил вознёсся со мной к седьмому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” — и когда я достиг седьмого неба, то увидел там Ибрахима. Джибрил сказал: “Это — твой отец, поприветствуй же его!” — и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха), и оказалось, что плоды его по размерам подобны кувшинам из Хаджара[1], а его листья — слоновьим ушам. Джибрил сказал: “Это — лотос крайнего предела”. И оказалось, что там текут четыре реки, две из которых являются скрытыми, а две — видимыми. Я спросил: “Что это за два вида рек, о Джибрил?” Он ответил: “Что касается скрытых рек, то это две реки, текущие в раю, что же касается двух видимых, то это — Нил и Евфрат”.

А потом мне был показан Священный Дом (аль-байт aль-ма‘мур), в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов.

Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я взял молоко, а Джибрил сказал: “Твой выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой будешь придерживаться ты и твоя община”.

После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв, а именно — пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. Муса сказал: “Члены твоей общины не смогут совершать по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!”

Я вернулся, и Аллах уменьшил это количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое.

Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. Муса сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день! Поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!” И, уходя оттуда, я услышал голос: “Я передал то, чего Я требую, и облегчил Своим рабам”». (Аль-Бухари, (3887)).

Пояснения к хадису.

Из вышеприведённого аята и хадиса становится ясным, что событие ночного перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это!

Ибн Касир в тафсире к упомянутому в начале статьи аяту сказал: «Аль-Хафиз Абу Аль-Хаттаб Умар ибн Дихьйя в своей книге «Ат-тануир фи маулид ас-сирадж аль-мунир» упомянул хадис о ночном перенесении пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданный со слов Анаса, подробно и прекрасно разъяснив его, сделав полезные выводы, а затем сказав: “Хадис о ночном перенесении передаётся от огромного числа передатчиков: от Умара ибн Аль-Хаттаба, от Али, от Ибн Мас’уда, от Абу Зарра, от Малика ибн Са‘са‘а, от Абу Хурейры,  от Абу Са’ида, от Ибн Аббаса». Затем он перечислил ещё семнадцать имён сподвижников, которые сообщили эту историю, после чего, продолжив, сказал): “Некоторые привели историю полностью, некоторые – в сокращенном виде. И несмотря на то что часть риваятов не соответствует условиям достоверности, мусульмане единогласны по поводу достоверности события ночного перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Не верят в это только безбожники и еретики”». [2]

Когда произошло событие «Аль-Исра’ уа аль-ми’радж»?

Вопрос датировки и времени этого события остаётся предметом разногласий среди учёных.

По поводу датировки этого события существует большое разногласие. Ибн Хаджар (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл множество мнений, сказав: «Существует разногласие по поводу времени аль-ми’радж (вознесения на небеса). Некоторые сказали, что это произошло до начала пророческой миссии… Большинство же учёных сказали, что это событие произошло после начала пророческой миссии. Затем представители этого мнения разошлись между собой:

1.Некоторые сказали, что это было за год до переселения в Медину. Упомянули это мнение Ибн Са’ад и другие. Ан-Навави также высказал это мнение («Аль-минхадж», (2/208)). Ибн Хазм, преувеличив, сказал, что существует единогласное мнение (иджма’) в этом вопросе. Однако его слова не принимаются, т.к. существует огромное разногласие.  Этот вопрос имеет более десяти мнений. Вот некоторые из них:

2. Ибн Аль-Джаузи привёл, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) был за восемь месяцев до переселения в Медину.

3. Абу ар-Раби’ ибн Салим сказал, что это случилось за шесть месяцев до переселения…

4. Ибн Хазм привёл мнение, что это было в месяц Раджаб в двенадцатом году после начала пророческой миссии.

5. Ибрахим Аль-Харби утверждал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл в месяц раби’ аль-ахыр за год до переселения. Ибн Аль-Мунаййир назвал это мнение предпочтительным в книге «Шарх ас-сира» Ибн Абдуль-Барра.

6. Ибн Абдуль-Барр утверждал, что это произошло за год и два месяца до переселения.

7. Ибн Фарис сказал, что это было за год и три месяца до переселения.

8. Ас-Садди сказал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл за год и пять месяцев до переселения, привели его мнение Ат-Табари и Аль-Байхакый. В соответствии с этим мнением, событие произошло в месяц шаваль или в рамадане, если рамадан и раби’ аль-ауаль были по тридцать дней. Аль-Уакыдий также утверждал это мнение…».[3]

Учёные, помимо Ибн Хаджара (да одарит его Аллах Своей милостью), приводят ещё другие мнения, и это указывает на то, что точная дата данного события неизвестна. Поэтому утверждение о том, что событие ночного перенесения и вознесения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было в двадцать седьмую ночь месяца Раджаб, является неточным и неверным.

Полезные выводы, которые можно извлечь из истории о ночном перенесении и вознесении пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса.

Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса несёт в себе огромное количество полезных знаний и уроков, о которых упомянули многие учёные. Приведём некоторые из них:

1. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было одним из чудес посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), доказывающих его пророческую миссию.

2. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было наяву как душой, так и телом. Это подтверждают:

во-первых, тексты Корана и Сунны очевидно указывают на данное обстоятельство;

во-вторых, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел верхом на животное «Аль-Бурак» и переселился верхом на нём, и если бы переселение было бы только душой, то он не нуждался бы в верховом животном;

в-третьих, Всевышний Аллах назвал пророка рабом в аяте: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба…». Он не сказал: «перенес душу Своего раба». Как известно, слово «раб» включает в себя и тело, и душу;

в-четвёртых, если это событие было бы всего лишь сном, то язычники-курайшиты не стали бы так упорно опровергать произошедшее;

в-пятых, Всевышний Аллах – Могуч, и Он может переселить Своего раба телом и душой, и это не составляет для Него никакого труда. «Гос­подь твой — Всемогущий». [4]

3. Раскрытие груди пророка (мир ему и благословение Аллаха) было подготовкой для него перед важным событием.

4. Встреча пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с другими пророками при вознесении на небеса, упомянутая в этом хадисе явно указывает на то, что Ислам является религией всех пророков, и что их вероубеждение одинаковое, несмотря на некоторые различия в вопросах поклонения.

5. Хадис указывает на то, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – лучший из всех пророков, так как он был руководителем в намазе с остальными пророками (мир им всем и благословение Аллаха), а также достиг в своём вознесении той степени, которой никто ещё из посланников не достигал.

6. Ислам является религией фитры (врожденного естества)   каждого человека.

7. Хадис учит этикету испрашивания разрешения при входе куда-либо.

8. Этот хадис указывает на то, что Адам (мир ему) был пророком, так как он находился вместе с другими пророками на небесах во время вознесения Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

9. Наилучшей и наивысшей степенью веры является рабская преданность Всевышнему Аллаху, так как Господь назвал своего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом  в самых достойных случаях. Так, говоря о перенесении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ночью, Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба».[5] В деле призыва Всевышний также назвал пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом: «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему». [6]

10. Как уже было сказано выше, учёные разошлись во мнениях по поводу даты перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса. Имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пять известных мнений.[7] Ас-Суйютый (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пятнадцать мнений.[8]

11. Из предыдущего пункта можно сделать следующий вывод: человеку нельзя выделять ночь вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) («ночь Ми’радж») среди прочих ночей для совершения молитв, а также запрещается выделять этот день среди прочих дней для поста, ведь если бы в Шариате были указания на выделение дня и ночи Ми’радж, то не было бы такого большого разногласия. Как может быть предписано поклонение в ночь, о дате которой нет совершенно никакого довода в Шариате? Более того, разногласие представляет собой неутверждённые мнения, ведь определение этого дня и ночи является весьма трудным делом. Ибн Раджаб (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Что касается перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, то некоторые сказали, что это произошло в месяц Раджаб. Однако некоторые учёные назвали это мнение слабым».[9]

При этом пусть не возникает проблем по поводу ночи предопределения «ляйлят аль-кадар», которая также не имеет точной даты. Доподлинно известно, что она бывает в последние десять ночей Рамадана, как на это указывают достоверные хадисы. Что же касается ночи, когда произошло перенесение и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха), то по поводу её датировки нет достоверной информации. С точностью можно лишь утверждать, что она была в одну из ночей года!!! Поэтому, как можно выделять её среди прочих ночей?!

Кроме того, следует различать между вопросом совершения поклонения (ночной намаз, пост) и выделением определённого времени или места для его совершения. А именно, если пост одного из тех, кто обычно соблюдает пост, например, по понедельникам и четвергам, совпадёт с днём ми’радж (в соответствии с датой, которую упоминают в календарях), то он может поститься, так как он соблюдает пост понедельника, а не из-за того, что он выделил этот день по причине того, что он является днём  ми’радж. То же самое можно сказать в отношении ночных молитв.

Проблемой в этом вопросе является именно выделение дня или ночи для совершения того или иного поклонения. Доказательством такому различию между самим поклонением и выделением дня для этого поклонения является хадис, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выделяйте ночь на пятницу для ночных молитв среди прочих ночей и не выделяйте пятницу для поста среди прочих дней, кроме как если этот день (пятница) совпадёт с постом одного из вас».[10]< В этом хадисе чётко и ясно видно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запрещает совершать ночные намазы и пост, а запрещает выделять какой-то определённый день для выполнения поклонения, по поводу которого нет доказательства из Шариата.

Поэтому мы не запрещаем поститься днём или молиться ночью, а запрещаем выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб для этого.

Кроме того, возникает вопрос: выделял и праздновал ли пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники эту ночь? Если в ответ скажут: «Да», – то надо сказать: «Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы гово­рите правду”».[11] Если же в ответ они скажут: «Нет», – то мы говорим им: «Лучший путь – путь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)».[12]

12.  Хадисы про вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются одним из сотни доказательств, указывающих на то, что Всевышний Аллах возвышается над своими созданиями, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вознёсся на небеса вверх.

13.  Событие, связанное с перенесением из Мекки в Иерусалим и вознесением пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса, было своего рода утешением для него после всего того, что он пережил от язычников с момента начала пророческой миссии.

14.  Особая значимость и важность намаза (ежедневной пятикратной молитвы) в религии Ислам, ведь Всевышний Аллах предписал его пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его общине без посредничества кого-либо.

15.  В вышеприведённом хадисе ясно говорится о том, что больше всех войдут в Рай представители общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Об этом нам поведал Муса (мир ему и благословение Аллаха), объяснив Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) причину своего плача: “Я плачу потому, что после меня был послан к людям молодой человек, и в рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”

16.  Этот хадис указывает на то, что Всевышний Аллах говорил с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), так же, как и говорил с Мусой (мир ему и благословение Аллаха).

17.  В этом хадисе говорится о величие милости Всевышнего Аллаха в отношении нас, предписав пятикратную молитву вместо пятидесяти, желая для нас облегчения. Господь сказал: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек со­здан слабым». [13]

18.  Истинные верующие должны верить во всё то, о чём сообщил Всевышний Аллах в Священном Коране и Его посланник в достоверной Сунне. Примером для нас в этом должен быть Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), получивший прозвище «Правдивейший», который не сомневался в том, о чём говорил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому, когда курайшиты сообщили ему о случае с перенесением посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, он уверено сказал им: «Если он действительно рассказал об этом, то он правдив в этом».

19.  В комментарии к книге «Аль-акыда ат-Тахауийя» Ибн Абу аль-‘Изз  (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул мудрость перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим для его дальнейшего вознесения на небеса, сказав: «Если же скажут: «В чем мудрость того, что сначала Пророк был перенесен в Иерусалим?» ­– то мы ответим: это было подтверждением заявления Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о своем ночном вознесении, и поэтому, когда курайшиты попросили его описать им Иерусалим, он описал его (хадис об этом передают аль-Бухари (№ 3886 и 4710) и Муслим (№ 170) со слов Джабир ибн Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Когда курайшиты обвинили меня во лжи, я встал в аль-Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его».  Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже сообщил об их караване, который повстречал в дороге («аль-Муснад» Ахмада (т. 1. стр. 374), а также тафсир Ибн Касира (т. 3, стр. 15)). Если бы Пророк был вознесен на небеса из Мекки, то он не смог бы описать Иерусалим, поэтому он был вознесен из Иерусалима, так как курайшиты видели этот город. Это объясняется тем, что они не знали то, что в небесах, если бы Посланник сообщил им это, но они видели Иерусалим, – и он описал им его».[14]

Таким образом, из всего вышесказанного мы можем увидеть, что событие «Аль-исра’ уа аль-ми’радж» (перенесение ночью из Мекки в Иерусалим и вознесение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на небеса) действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это, извлекая пользы и уроки из этой истории. Также становится ясным, что дата этого события неизвестна, вследствие чего нам нельзя выделять ее среди прочих дней года. Кроме того, мы не имеем права выделять какую-либо ночь или день определёнными видами поклонения или торжествами, если на это нет доказательств из Шариата.

К сожалению, многие мусульмане продолжают выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб и праздновать его определённым образом, поэтому в следующей статье, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим о религиозном статусе этого дня и ночи, приведём высказывания учёных по поводу данной темы.

Вахитов М.
Для сайта «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru

  • [1] Хаджар – название местечка недалеко от Медины.
  • [2] Тафсир Аль-Кур’ан аль-‘Азыйм, Ибн Касир, 8/434-435.
  • [3] «Фатх аль-Барий», 8/627.
  • [4] Сура «Аль-Фуркан», 54.
  • [5] Сура «Аль-Исра’а», 1.
  • [6] Сура «Аль-Джинн», 19.
  • [7] «Аль-Джами’ ли ахкам аль-Кур’ан», Аль-Куртуби, 10/210.
  • [8] «Аль-айят аль-кубра фи шарх кыссат аль-исра’а», стр. 60-62.
  • [9] «Лятаиф аль-ма’ариф», 1/101.
  • [10] Муслим,  1144-(148).
  • [11] Сура «Аль-Бакара», 111.
  • [12] Привёл Аль-Бухари, 6098.
  • [13] Сура «Ан-Ниса», 28.
  • [14] «Шарх аль-акыда ат-тахауийя», Ибн Абу аль-‘Изз, 1/344.