Убеждения представителей современных направлений в христианстве

Направления в христианстве, которые принимают догмат о Троице, утверждают, что Бог един по Своей сущ­ности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.
Однако между этими направлениями существуют раз­ногласия относительно природы (сущности) Иисуса Хри­ста. Догмат о божественности Христа закреплен на Никейском соборе, после чего христиане начали спорить о при­роде этой божественности.

Расскажем немного об основных направлениях в хри­стианстве и об обстоятельствах появления каждого из них и существующих между ними различиях.

1 — Православие

К этому направлению принадлежат последователи Восточной (греческой) церкви. Православные христиане есть в России и Греции, где они составляют большинство верующих, а также в Сербии, некоторых районах Азии, в Египте и Эфиопии. У них есть четыре главных церкви: Кон­стантинопольская, Александрийская, Антиохийская и
Ие­русалимская. У каждой из них свой патриарх.

После пятого Вселенского собора, состоявшегося в 879 году, в Константинополе православная церковь разделилась на две части: Египетская и Константинопольская
(ромейская, греческая). Убеждения православных христиан полностью совпадают с постановлениями Никейского со­бора и посланиями Афанасия[1], который возглавил папство в Александрии и после Никейского собора.

Ипостаси у православных

Православные считают, что ипостаси — это проявления (лица) Бога, сущность которого едина. То есть Отец есть Сын, и Он же — Святой Дух. Коптский священник Григорий говорит о Троице в православии: «Христиане веруют в Од­ного Единосущного Бога, имеющего три ипостаси. То есть сущность Бога одна и едина, а под Троицей подразумева­ются три ипостаси, каждая из которых имеет свои особен­ности и свойства. Посредством ипостасей существует Сущ­ность Бога. Единый Бог — источник и основа бытия. Поэто­му Он — Отец, ибо «отец» — возвышенное слово, употреб­ляемое в данном случае в значении «корень, источник, основа». Единый Бог — это Высший разум. Он проявляется через Христа. Поэтому Христос был Словом, ибо Слово — воплощение Разума. Разум невидим, однако он проявился в Слове. Бог это и Сын тоже — не в том смысле, который вкладывается в это понятие в человеческом мире. Он яв­ляется видимым образом невидимого Бога. Бог — это и Ве­ликий Дух. Он — отец всех духов (душ), и поэтому Он — Свя­той Дух, потому что Бог Свят[2]».

А епископ Савелий говорит о Боге: «В Ветхом Завете Он предстает как Отец, в Новом Завете — как Сын, а в ос­новании Церкви — как Святой Дух».

На вопрос о том, почему же Единому Богу даются раз­ные имена священник Тауфик Джаййид отвечает: «Име­нование Троицы Отцом, Сыном и Святым Духом считается божественными глубинами и небесными тайнами, о которых мы не имеем права рассуждать и сущность которых мы не можем анализировать и присовокуплять к ним свои представления и идеи…»

А поскольку ипостаси суть три лица одной сущности, Ясин Мансур говорит, что «ипостаси — это три различимые, но неотделимые друг от друга личности, равные и не под­дающиеся воображению». Афанасий также говорит о ра­венстве ипостасей: «Нет среди них большей и меньшей, первой и последней. Они равны в сущности Бога, равны по силе и величию»[3].

Основные отличия убеждений православных от убеж­дений представителей других направлений христианства:

— Православные верят, что Бог — это Сын, и что Он — Святой Дух.

— Константинопольская православная церковь утвер­ждает, что Сын (воплотившийся Бог) ниже уровнем, чем Бог невоплотившийся. Епископ Апполинарий говорит: «Три ипостаси, которые присутствуют в Боге, неравноцен­ны. Дух велик. Сын — еще более велик, чем Дух. А Отец еще более велик, чем Дух и Сын. Это потому, что Отец об­ладает ничем неограниченным могуществом и сущностью; Сын обладает ограниченным могуществом, но неограни­ченной сущностью, а Дух обладает ограниченным могу­ществом и ограниченной сущностью».

— Египетская церковь считает, что у Христа была одна природа — божественная. Между тем православные Рос­сии и Европы (Константинопольская церковь) считают, что у Христа было две природы, объединенных в одну. По­следний догмат был закреплен Халкидонским собором в 451 году. Однако Египетская церковь не признала этого постановления, тогда как Константинопольская церковь, утверждающая о соединении в Христе двух природ, при­няла его. Кирилл Александрийский сказал: «Мы верим в две природы, объединенные в одну, и мы говорим: одна природа для воплощенного Слова»[4].

— Православные христиане верят, что Святой Дух про­изошел только от Отца.

Православные христиане признают семь таинств[5] (крещение, миропомазание, причащение, исповедь, цер­ковный брак, елеосвящение, священство (посвящение в священнослужители)[6].

2 — Католицизм

Католики являются последователями Западной (Рим­ской) церкви, которую возглавляет Папа. Резиденция Па­пы находится в Риме (Ватикан). Название «католицизм» происходит от латинского слова «католикос», означающего «всеобщий, всемирный». Последователи католицизма есть во всем мире. Особенно много их в Европе[7].

Католическая церковь откололась от основной Церкви после долгой религиозно-политической борьбы, корни ко­торой уходят в пятый век нашей эры. Император Феодор разделил Империю между двумя своими сыновьями. Ака­дию досталась восточная часть со столицей в Константи­нополе, а Нурию — западная, со столицей в Риме. С тех пор между двумя центрами шла борьба. В 451 году после Халкидонского собора отделилась Египетская церковь — пер­вая православная церковь, поскольку она считала, что у Христа была одна природа, а собор постановил, что у него было две природы и две воли. А после четвертого Кон­стантинопольского собора в 869 году и пятого в 879 году отделились остальные восточные церкви из-за того, что западники упорно считали, что Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе[8].

Ипостаси у католиков

«Канон Священной Книги» характеризует убеждения католиков и протестантов относительно Троицы следую­щим образом: «Священная Книга представляет нам три личности, которые считаются личностью Бога… Личности отличны друг от друга… Троичность (Троица) в природе Бога не временная и не кажущаяся. Она вечная и реаль­ная. Троица не значит три Бога, ибо эти личности — одно… Три равные личности»[9].

Католики считают основой Троицы три личности, или три сущности, у каждой из которых свои задачи. Все они возвращаются к единой сущности, существование которой изначально и бесконечно. Католики считают, что у каждой ипостаси своя «специальность». Бог-Отец сотворил мир и оберегает его. Бог-Сын — искупитель людских грехов и спа­ситель человечества, а задача Святого Духа — утверждать сердце человека в Истине и осуществлять его новое ду­ховное рождение. Ниже перечислим основные различия между католической церковью и православной (Египет­ской):

— Католики верят, что у Христа было две природы и две воли: божественная и человеческая. То есть он был совершенным человеком и совершенным Богом. В нем Сын соединился с человеческой природой Христа.

— Отец, Сын и Святой Дух — существующие изначально и вечно ипостаси Бога, и с телом Христа соединилась толь­ко одна ипостась — Сын.

— Святой Дух исходит от Отца и Сына вместе, и он ра­вен и Отцу, и Сыну.

— Души грешников не попадут в Рай до тех пор, пока не очистятся в чистилище — маленьком Аду. Лишь после этого они смогут войти в Рай.

— Молитвы священников избавляют души грешников от наказания. Из этого догмата и родилась идея о продаже индульгенций, которую одобрил двенадцатый Вселенский собор в 1215 году.

— Догмат о непогрешимости Папы Римского и призна­нии его наследником власти Петра, которой наделил его Иисус[10].

— Католики обожествляют Марию, называя ее Богоро­дицей и Обреченной Богу, и обращаются к ней с мольба­ми и посвящают ей некоторые молитвы.

Католики признают семь таинств. Они закреплены Тридентским собором в 1547 году. Католицизм разрешает поклонение образам и иконам[11].

3 — Протестантизм

Название происходит от латинского «протестанс» — «публично доказывающий».

Откололся от католицизма в ходе Реформации[12] 16 ве­ка. Этому предшествовало несколько протестов против действий Пап, которые возмутили благочестивых верую­щих. Стоит рассказать подробнее о призывах к реформам, которые возникли в Европе и привели к появлению про­тестантизма.

К реформам призывали несколько движений, которые зарождались, а затем теряли силу на протяжении не­скольких веков. Главными из них были движение вальденсов[13] и катаров[14], а впоследствии, в 13 веке — движение монашеского братства[15], которое призывало к простоте и защите церкви от ереси, а также укреплению папства пу­тем искреннего следования и служения ему. Однако в конце концов они впали в то, от чего так долго предосте­регали. Предводители движения разбогатели, и богатство развратило их. Последствия оказались весьма печальны­ми.

В начале 16 века появился Мартин Лютер[16], немецкий священник. Он отправился паломником в Рим, чтобы снискать благословение Папы. Он представлял себе идеаль­ную картину: праведность, богобоязненность, нравствен­ная чистота…

Однако то, что он увидел в Риме, резко отличалось от этой прекрасной картины. Он воскликнул: «Это не религия Иисуса!» Вернувшись в Германию, он начал призывать к реформам. Он резко осудил индульгенции как явление и назвал их обманом. Его сподвижников и последователей называли «протестующими», то есть протестантами.

Призывы Лютера оказали сильное впечатление на француза Кальвина, который родился в 1509 году, а потом и на швейцарца Ульриха Цвингли[17].

Кальвин создал церковь протестантов.[18]

У протестантского движения появилось множество по­следователей в Германии, Америке, Шотландии, Норвегии и Голландии.

Протестанты близки к католикам, однако есть и отли­чия. Перечислим важнейшие из них:

— Вера в то, что только Священная Книга (а не Папы) является источником христианства. Однако они не соблю­дают ее постановления кроме как в вопросе об индуль­генциях и непогрешимости Папы.

— Священную Книгу разрешается читать каждому, и у любого человека есть право понимать ее по своему, не опираясь на толкования Пап.

— Непризнание семи апокрифических посланий. При­знание еврейского Ветхого Завета вместо греческого.

— Непризнание власти Папы и его права прощать гре­хи, а также некоторых обрядов, признанных католической церковью, например, пресуществление во время Тайной вечери, иконы, обожествление Марии, муки в чистилище и таинства церкви.

— Благие дела являются плодами веры, и они не явля­ются непременным условием для спасения.

— Каждая протестантская церковь обладает полной независимостью.

— Запрещение читать молитву на непонятном языке, вроде ассирийского и коптского. Ее должны обязательно читать на языке, который понимают молящиеся.

— Запрещение монашества: священники должны всту­пать в брак. Протестанты считают это необходимым усло­вием для успешного реформирования Церкви.

Святой Дух исходит от Отца и Сына, а у Христа две при­роды и две воли (в этом вопросе протестанты согласны с ка­толиками).

Из книги “Бог Единый или Троица”
Мункыз ибн Махмуд ас-Саккар


[1] В 325 г. Афанасий сопровождал Александра в качестве секретаря в чине диакона на I Никейский собор, где активно участвовал в спорах о природе Христа, отстаивая его единосущность — эти споры привели к формулировке Никейского символа веры, авторство которого в некото­рых позднейших источниках ошибочно приписывается Афанасию.

В 326 г. после смерти Александра Афанасий был избран епископом Александрии, продолжил активную борьбу против арианства, однако по­сле вызова из ссылки императором Константином сначала епископа Евсевия Никомедийского, придерживавшегося арианских взглядов, а затем и самого Ария в 330 г., арианство стало поддерживаемым государством направлением христианства Римской империи. Афанасий отказался при­знать равноправное сосуществование арианской и православной ветвей христианства, отказав арианам в принятии в александрийскую церков­ную общину.

В 335 г. Афанасий был осуждён Тирским собором по обвинению в участии в убийстве мелетианского епископа Арсения и сослан в Трир, был возвращён из изгнания после смерти Константина в 337 г.

Повторно изгнан из Александрии в 340 г., после смерти александрий­ского епископа Григория в 345 г. вернулся на александрийскую кафедру. Осуждён Миланским собором 356 г., после чего бежал из Александрии в верхний Египет, где скрывался до смерти императора Констанция в 361 г. Император Юлиан, преемник Констанция, объявил о свободе вероиспо­ведания, уравняв, в том числе, язычество и любые ветви христианства; Афанасий, воспользовавшийся этим решением, вернулся в Александрию.

В 365 г. после смерти Юлиана, к власти пришёл император Валент, издавший эдикт об изгнании епископов, сосланных Констанцием; Афана­сий, опасаясь преследования, опять бежал из Александрии, однако через четыре месяца эдикт был отменён и Афанасий вернулся в Александрию, где занимал епископскую кафедру до конца своих дней.

[2] Ахмад Хиджази ас-Сака. Аль-лика байна-ль-ислям ва ан-насраниййа. С. 69.

[3] Мухаммад Маджди Марджан. Аллаху вахид ам салюс. С. 45-47.

[4] Габриэль Абду-ль-масих. Ар-рай ас-сарих фи табиат ва машиат аль-масих. С. 60.


[5]
По христианскому вероучению обряды, приобщающие верующих к божественной благодати. Прим. пер.


[6]
Мухаммад Дыйау-р-Рахман аль-Азами. Аль-йахудиййа ва аль-масихиййа. С. 406-407.

[7] Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии и в странах Латинской Америки. Среди верующих католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехии, Сло­вакии, странах Прибалтики (главным образом в Литве).

[8] Ибрахим Халиль Ахмад. Мухадарат фи мукаранат аль-адйан. С. 11.


[9]
Камус аль-китаб аль-мукаддас. С. 232.

[10] См.: Евангелие от Матфея (16:19).


[11]
Рауф Шаляби. Йа ахля-ль-китаби таалю иля калиматин сава. 261-262.

[12] Реформация (от лат. Reformation — преобразование), общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 веке, направленное против католической церкви. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с ее иерархией и духовенством вообще, отвергалось католическое Священное предание, отрицались права церкви на земельные богатства. Основные направления Реформации: бюргерское (Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли); народное, соединявшее требование упразднения католической церкви с борьбой за установление равенства (Т. Мюнцер, анабаптисты); королевско-княжеское, отражавшее интересы свет­ской власти, стремившейся укрепить свою власть и захватить земельные владения церкви.


[13]
Вальденсы — приверженцы средневековой ереси, зародившейся в конце 12 века в Лионе. Основатель — Пьер Вальдо. Вальденсы призывали к «евангельской бедности», аскетизму; выступали против католической церкви, отвергали необходимость духовенства как особой социальной группы, утверждая, что всякий достойный человек может выступать в роли священнослужителя. Ересь вальденсов распространилась во многих западноевропейских государствах, в основном среди ремесленников и крестьян.


[14]
Катары (от греч. Katharos — чистый), приверженцы ереси 11-13 веков, распространившейся в Западной Европе (главным образом в Италии, Фландрии, Южной Франции) преимущественно среди ремесленников и части крестьян. Считая материальный мир порождением дьявола, осуждали все земное, призывали к аскетизму, обличали католическое духовенство.


[15]
Апостолики (Апостольские братья) — крестьянско-плебейская секта второй половины 13 — начала 14 веков в Северной Италии. Выступали против феодального гнета и католической церкви, призывали к бедности, отказу от имущества. Секту основал Сегарелли (около 1260 года), с 1300 года возглавлял Дольчино.

[16] Мартин Лютер, Martin Luther, (родился 10 ноября 1483 года в Эйслебене; умер 18 февраля 1546 года там же) — священнослужитель, осно­ватель христианской протестантской церкви, вождь Реформации. Когда Лютер был ещё молодым священником, главной темой его размышле­ний было покаяние и отпущение грехов. С 1510 он все больше утвер­ждался в мысли, что спасение грешников только в их вере. Продажа ка­толической церковью индульгенций — свидетельств об отпущении грехов — противоречила этому убеждению. 31 октября 1517 года Лютер выдви­нул «95 тезисов» против индульгенций. Эта проповедь представляет со­бой логическое доказательство абсурдности веры в индульгенции и лжи­вости торгующих ими иерархов католической церкви. С момента опубли­кования «95 тезисов» начинается Реформация — образование в Западной Европе самостоятельных христианских церквей, не подчиняющихся папе. 3 января 1521 года римский папа Лев X отлучил Лютера от церкви. В от­вет Лютер публично сжег буллу об отречении. К тому времени Лютер от­казался от авторитета иерархов в толковании Библии и высказал рево­люционную мысль, что каждый может толковать Писание, руководству­ясь личным религиозным опытом. Чтобы облегчить чтение Писания, Лю­тер с учениками перевел Библию с латыни на родной язык. Стараясь сде­лать Писание доступным «даже для верующей дочери мельника», Лютер черпал слова из народного языка, взяв за основу один из саксонских диалектов. Перевод разошелся невиданным тиражом 100 тыс. экземпля­ров за 30 лет. Язык Библии Лютера стал общенемецким литературным языком. Благодаря книгопечатанию идеи протестантов стали доступны огромному количеству людей. Развивая тезис Лютера о способности ка­ждого верно толковать слово Божие, многие стали проповедниками и основали собственные церкви, объединенные названием «протестант­ские». Наследие Лютера — лютеранская церковь — даже не самая крупная из 7 протестантских церквей при том, что в мире насчитывается около 70 млн. её последователей.

[17] Ульрих Цвингли (1484 — 1531). Ульрих Цвингли получил образова­ние в школах Базеля и Берна (Швейцария), а также в Вене (Австрия). Дет­ство его было счастливым; в то время он не слишком задумывался над вопросом греха. Не чувствуя особого морального рвения, он становится приходским священником в римо-католической церкви. Став пастором «Великой монастырской церкви» в Цюрихе, Цвингли увидел себя в роли ветхозаветного пророка и начал проповедовать против антибиблейских обычаев римо-католической церкви. В 1522 году он открыто порвал, с Римом после того, как изучил труды Мартина Лютера. В этом же году этот разрыв стал окончательным и полным, когда Лютер впервые заме­нил в своей церкви католическую мессу протестантским причастием. Позже он удалил из церкви иконы, мощи и орган и сделал центром цер­ковной службы проповедь. Цвингли расходился с Лютером во взглядах на причастие, считая, что Вечеря Господня — это лишь таинство напоми­нания. Гражданские власти поддерживали Цвингли. Под его влиянием реформация начала распространяться по Швейцарии. Цвингли принимал участие в вооруженных действиях против католических государств и по­гиб в бою с мечом в руках, защищая Библию от традиций.


[18]
Жан Кальвин (10 июля 1509 — 27 мая 1564) — французский бого­слов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Жан Кальвин родил­ся 10 июля 1509 г. в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 1.4 лет был послан отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Па­рижский университет для изучения гуманитарных наук и права. В 1532 г. получил в Орлеане докторскую степень. В 1536 г. отправился в швейцар­ский город Базель, но в пути задержался и обосновался в Женеве. В том же году вынужден был бежать из Женевы, где к власти пришли его противники. С 1538 по 1541 г. служил священником в Страсбурге. В 1541 г. женевский магистрат попросил Кальвина вернуться в город. Кальвин приехал в Женеву, где оставался до самой смерти. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. Хотя Кальвин нико­гда не обладал светской властью, за время его жизни в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую дикта­туру. Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила срав­нительно демократический характер. Кальвин умер 27 мая 1564 г. в Же­неве.


]]>]]>