Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба.

 С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Как известно, Ислам охватывает все стороны жизни человека, в том числе – экономические. Несмотря на то, что мусульманин должен готовиться к Судному Дню и стремиться оказаться среди  преуспевших с помощью покорности Всевышнему и поклонения Ему, нельзя забывать и о нашей мирской жизни, о том, что человек – наместник на этой земле, поэтому ему необходимо взращивать её и созидать на ней. Всевышний Аллах сказал: «Посредством того, что даровал тебе Аллах, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (Сура «Аль-Касас», 77). Более того, усердия человека в мирской жизни при соблюдении границ и законов Аллаха и при наличии правильного намерения становятся поклонением.

Кроме того, религия Всевышнего рассматривает мусульманина как частичку общества, принимающего активное участие в развитии отношений между его членами. Поэтому мы можем видеть, например, в книгах по фикху (исламскому праву) в разделе торговых отношений главу  «Совместная деятельность». В Шариате существует множество видов ведения совместного бизнеса, рассмотрим в своих статьях некоторые из них, являющиеся наиболее актуальными сегодня на наш взгляд.

Один из способов ведения бизнеса по Исламу – это «мудараба», о чем более подробно мы расскажем в этой статье, в конце которой  приведём примерный образец договора.

1. Определение мударабы

Некоторые мусульманские ученые еще называют этот вид участия в бизнесе термином «кырад». По определению, Мудараба – это вид долевого участия в бизнесе, когда одна из сторон предоставляет капитал (чаще всего это деньги, но если капиталом являются не деньги, то вид капитала должен быть оценён в денежном эквиваленте на момент договора), а другая сторона ведет предпринимательскую деятельность с этим капиталом за определённую часть прибыли, измеряемой в долевой пропорции (процентами или долями).

2. Религиозный статус мударабы

Мудараба – дозволенный по Исламу вид коммерческой деятельности, что подтверждается единогласным мнением учёных, в том числе и сподвижников (разногласие существует лишь по некоторым условиям мударабы).

Кроме того, мудараба представляет собой свободный вид договора  («джаиз»), то есть любая из сторон может расторгнуть договор в любое время, если это расторжение не навредит другой стороне.

3. Основы и условия мударабы

Основы мударабы:

1. Формальная часть договора: предложение одной из сторон и принятие этого предложения другой стороной

2. Стороны договора: лица, которым разрешается по Шариату вести коммерческие операции – совершеннолетние, благоразумные и умеющие распоряжаться своим имуществом. Первая сторона – это вкладчик (собственник капитала), а вторая сторона – предприниматель (он принимает имущество и управляет им в коммерческой деятельности).

3. Капитал: основными условиями капитала являются следующие моменты:

а) капитал должен представлять собой деньги (если вносится другое имущество, как, например: недвижимость, товар и т.д., то он должен быть оценен в денежном эквиваленте в момент подписания договора о совместном бизнесе);

б) необходимо знать точную сумму, которая вносится в бизнес;

в) капитал должен быть наличным (т.е. нельзя вносить долги);

г) собственник капитала не должен препятствовать управляющему, который ведёт предпринимательскую деятельность, в его управлении (то есть предприниматель должен иметь возможность свободно зарабатывать), но может поставить условия, в соответствии с которыми собственник разрешает использование своих денег.

4. Прибыль:

а) доля прибыли каждой из сторон должна быть известной при подписании договора;

б) обе стороны должны совместно делить прибыль в соответствии с условиями, указанными в договоре, то есть ни одна из сторон не имеет права забирать полностью всю прибыль;

в) распределение прибыли должно происходить между обеими сторонами в долевой пропорции (как например: половина на половину, или четверть и три четверти, или треть и две трети и т.д.) или в процентном отношении (как например: 50% — 50%, или 70% — 30% и т.д.) в соответствии с тем, как договорились между собой. Таким образом, нельзя оговаривать долю прибыли предпринимателю в виде определённой суммы (деньгами, как например: 1000 рублей или товаром, как например: одна из машин), т.к. в таком случае он становится наёмным работником и не имеет никакого отношения к совместному бизнесу. Кроме того, возникает риск, что одна из сторон получит прибыль сполна, а другая не получит ничего, а это есть несправедливость. Также нельзя оговаривать одной из сторон долю прибыли в виде доли и определённой суммы, как например: 50% плюс 1000 рублей.

Распределение прибыли происходит после вычета всех издержек, то есть из чистой прибыли совместного бизнеса. Таким образом, капитал, вложенный собственником в самом начале, не участвует в распределении. Время распределения обоюдно оговаривается между обеими сторонами в договоре.

Что касается убытка, то до момента распределения прибыли или до расторжения договора любой убыток вычитывается из общей прибыли. В том случае, если убыток превышает общую прибыль, то убыток вычитывается как из прибыли, так и из вложенного капитала.

В случае полного убытка, учёные единогласны в том, что убыток несёт только собственник капитала. Работающий с этим капиталом управляющий несёт убыток в том, что он ничего не получает за свою работу, тем самым он теряет своё время и усердия. Таким образом, предприниматель не возмещает убыток капитала из своих денег, при условии, что он не нарушал условий договора и не проявлял небрежности в работе.

Таким образом, лицо, которое внесло капитал, теряет деньги, а предприниматель, участвовавший в деле,  теряет время и усердие.

5. Предпринимательская деятельность:

Деятельность должна быть разрешённой Шариатом (халяль), нельзя участвовать в запретных видах бизнеса (торговля запретными Шариатом вещами: спиртным, музыкальными инструментами и т.д., участие в ростовщичестве «риба»).

Также собственник капитала не должен ограничивать предпринимателя в его деятельности, тем самым не давая ему зарабатывать, если он не поставил соответствующих условий в договоре (как например, говоря ему: не работай с такой-то фирмой или с такой-то страной, не имея шариатского обоснования своим ограничениям).

ТЕКСТ ДОГОВОРА
(скачать WORD файл)

ДОГОВОР

о совместной деятельности Мудараба

номер договора:  _________                «___»_______20___г.

 После ознакомления с видом деятельности Мудараба, с его основами и условиями, обязуемся вести деятельность в соответствии с установленными Шариатом нормами, согласно условий и обязательств, нижеупомянутых в договоре.

 

1.     СТОРОНЫ ДОГОВОРА:                    

1.1  Первая сторона, которая вносит  капитал, именуемая в дальнейшем «ВКЛАДЧИК», представлена в лице:
________________________________________________________
(Ф.И.О., серия и номер паспорта, кем выдан)

1.2  Вторая сторона, которая принимает капитал для ведения предпринимательской деятельности, именуемая в дальнейшем «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ», представлена в лице:

_____________________________________________________________
                                                 (Ф.И.О., серия и номер паспорта, кем выдан)

2.     ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА:

2.1  Вкладчик обязуется передать предпринимателю для ведения совместного бизнеса Мудараба в качестве капитала сумму в размере _____________________________________________рублей в следующий срок: _____________________________ на срок (сделку) ______________________________________

2.2  Предприниматель обязуется начать предпринимательскую деятельность, соответствующую нормам Шариата, с момента принятия капитала от вкладчика и вести предпринимательскую деятельность с деньгами вкладчика до срока, установленного настоящим договором.

3.     ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА СТОРОН.

3.1  Вкладчик обязуется не вмешиваться в предпринимательскую деятельность предпринимателя и не препятствовать его деятельности.

3.2  Каждая из сторон имеет право расторгнуть договор, если это расторжение не навредит другой стороне.

3.3  Капитал вкладчика является доверенным имуществом в руках предпринимателя, так что предприниматель не может его использовать в личных целях, растрачивать и подвергать опасности потери.

3.4  Предприниматель  не должен проявлять халатность в отношении капитала.

3.5  Предприниматель не имеет право брать капитал от другого лица и вести параллельную деятельность без ведома вкладчика.

4.     РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ.

4.1  Распределение касается чистой прибыли после вычета всех необходимых во время ведения предпринимательской деятельности издержек.

4.2  Распределение не затрагивает капитал.

4.3  Сроки распределения чистой прибыли (в конце каждого месяца по солнечному календарю, после очередной сделки, через три месяца и т.д.): _______________________________________________

4.4  Распределение чистой прибыли между вкладчиком и предпринимателем происходит следующим образом:                                                 Вкладчик: _________________ %

Предприниматель: ______________ %

5.     УБЫТОК.

5.1  Убыток до распределения прибыли или до расторжения договора о совместном бизнесе вычитывается из прибыли. В случае убытка, превышающего прибыль, вычитывается из всей прибыли и капитала.

5.2  Вкладчик полностью несёт убыток капитала.

5.3  В случае убытка предприниматель теряет только своё время и труд и не несёт убыток капитала, если предприниматель не нарушал условий договора и не проявил небрежности.

5.4  Спорные моменты. Для разрешения спорных моментов в процессе участия в совместном бизнесе каждая из сторон выбирает человека, разбирающегося в Шариате.

Со стороны вкладчика: ________________________

Со стороны предпринимателя:_____________________

Эти два человека выбирают в свою очередь третье лицо.

5.5  Обе стороны (вкладчик и предприниматель) обязаны согласиться с единогласным решением или решением большинства этих трёх судей, если их решение не противоречит Шариату.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ.

(В этом пункте можно прописывать дополнительные условия каждой из сторон, например, такие:

— можно ли досрочно прекращать договор и требовать вернуть деньги?

— общая ли это мудараба или специальная? Если второе, то указать, в какие виды недопустимо вложение денег

6.1  )_________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

7 Договор вступает в силу с момента его подписания.
8 Договор составлен в двух экземплярах, один экземпляр остаётся у вкладчика, другой экземпляр остаётся у предпринимателя.
9 При подписании договора присутствовали вкладчик, предприниматель и  два свидетеля:

9.1 Вкладчик: _______________________подпись_________

9.2 Предприниматель: ________________________________подпись__________

9.3 Свидетель 1: ___________________________________подпись________

9.4 Свидетель 2: ________________________________

подпись____________

Дата: ____________________

Коммерческая деятельность в Исламе. Мудараба.
Подготовил: Вахитов М.
www.whyislam.ru


]]>]]>

23 комментариев

  1. Исхаков Искандер

    Думаю более правильным значением термина «Мудараба» является не «ДОГОВОР
    о совместной деятельности» или «О долевом участии» (это уже шарика или мушарака»), а договор доверительного управления капиталом.

  2. Влад Сташевский

    Ассаламу алейкум. Спасибо за проделланную работу.

  3. Марат (Автор статьи)

    Огромное спасибо за ваш комментарий, однако ваш вариант перевода термина «мудараба», как доверительное управление капиталом. — это одна из картин «мударабы», так как существуют формы «мударабы», когда человек, вложивший капитал может также участвовать в предпринимательской деятельности. Кроме того, «мудараба» и есть одна из форм «шарика» и рассматривается в книгах по фикху именно в главе «كتاب الشركات». Поэтому, я считаю, что перевод термина «мудараба», как долевое участие в бизнесе более подходящее, при всём уважении к вашему варианту.
    И Аллах более сведущ!

  4. артур

    Ассаляму алейкум,можно ли мусульманам заниматься сетевым маркетингом LR

  5. Ухт фи ислам

    Ассаляму алеикум брат а можно эту книгу на арабском узнать название и может ссылку тк интересно нет ни одного далиля на все слова
    Баракааллаху фик

  6. Марат (Автор статьи)

    Уа алейкум салям уа рахматуллахи уа баракятух! Целью написания данной статьи было составление примерного образца договора для совместного ведения бизнеса по схеме «мудараба», с указанием в предисловии определения данной схемы ведения совместного бизнеса, условий и некоторых положений. Поэтому посчитали неуместным указание в данной статье доказательств к каждому положению, дабы не загромождать её большим обилием информации. При составлении данной статьи я использовал книгу «Аш-шарх аль-мумти'», Ибн Усеймина, книгу «Аль-мугни», Ибн Кудамы, а также материалы из уроков наших преподавателей по «Современным финансовым отношениям» шейха Ахмада ибн Али Шейха, Абдуллы Аль-Гуфейли в «Высшем институте судейства» при университете имени Имама Мухаммада ибн Сауда в Рияде.
    Если у вас есть желание получить информацию по тому или иному положению, узнать довод, то вы можете это сделать задав вопрос здесь в комментариях, или у нас на форуме.

  7. Мусульманин

    » б) обе стороны должны совместно делить прибыль в соответствии с условиями, указанными в договоре, то есть ни одна из сторон не имеет права забирать полностью всю прибыль;»
    Как мне известно по соглашению сторон вся прибыль ро соглашению сторон может ставться у одной стороны при мударабе. Это называется ибдаг ابضاع

  8. Марат (Автор статьи)

    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!
    В своей основе прибыль в ведении бизнеса по схеме «мудараба» является совместной между вкладчиком капитала и предпринимателем, и делится между ними в соответствии с тем, как договорятся. Если же обе стороны обоюдно согласились на нечто другое, как, например, один из них забирает прибыль полностью, то такая сделка считается действительной, однако такой договор в соответствии с мнением большинства учёных (джумхур), не называется «мудараба», а называется «ибда’» (الإبضاع ), и такая сделка рассматривается в главе «Дарственное и благотворительность» (الهبة و التبرع). Учёные по фикху дали определение термину «ибда’» (الإبضاع ), сказав, что это передача капитала тому, кто будет работать с этим капиталом на благотворительной основе, так, что вся прибыль будет за вкладчиком капитала. «Мудараба» — совместное участие в прибыли между вкладчиком и предпринимателем, в то время, как «ибда’» (الإبضاع ) не несёт смысла совместного участия, а подразумевает безвозмездную благотворительность предпринимателя в отношении вкладчика. (الموسوعة الفقهية 1/172)
    И Аллах более Сведущ!

  9. Исхаков Искандер

    /// существуют формы “мударабы”, когда человек, вложивший капитал может также участвовать в предпринимательской деятельности. ///
    Это будет уже не мудараба. Мудараба подразумевает что собственник капитала «раб аль-мал» не может участвовать в его управлении. Управляет — «мудариб», на то он и «мудариб».

    /// Кроме того, “мудараба” и есть одна из форм “шарика” ///
    Совершенно верно, но это та форма при которой собственник капитала не может участвовать в его управлении — это и является основной особенностью данной формы!

  10. Марат (Автор статьи)

    Что вы подразумеваете под словом «мудараба», я не знаю, но мне кажется, что вы свели этот термин к одной из форм совместной деятельности, переводя его с арабского языка дословно. Однако учёные по фикху рассматривают термин «мудараба» шире, чем об этом говорите вы. Так вот Ибн Кудама говорит: «Аль-Хыракый упомянул совместную деятельность в пяти видах, три из которых «аль-мудараба», включающие следующие формы:

    1. если двое участвуют в совместной деятельности с капиталом одного из них,
    2. или: капитал и предприниматель,
    3. или: два капитала и вкладчик одного из этих капиталов… «. («Аль-мугни», 7/121).

    Таким образом в своей статье я привёл «мудараба» в определении фукаха (учёных по фикху). Далее Ибн Кудама говорит: «Пятый вид: участие двух лиц с капиталом одного из них, а именно капитал вносится одной из сторон, а участие в предпринимательской деятельности происходит от обоих, как например, один из них вкладывает тысячу и они оба работают, и прибыль делится между ними, это разрешено. Об этом упомянул Ахмад от Абу Аль-Хариса. И это будет мударабой, так как не владелец капитала (лицо, не внёсшее капитал) заслуживает оговорённую часть прибыли за свою работу с чужим капиталом, а это и есть мудараба». Далее Ибн Кудама оспаривает тех, кто считает, что это не мудараба и говорит: «А их слова, что мудараба подразумевает только передачу капитала работнику, не верны, так как мудараба подразумевает свободное распоряжение капиталом другого лица за определённую долю прибыли от этого, и это осуществляется при совместном их участие в бизнесе. Поэтому если человек даст свой капитал двоим в качестве мударабы, то это будет правильно, если даже не было передачи капитала одному из них». («Аль-Мугни», 7/136).

    P.S. لا مشاحة في الاصطلاح
    Кроме того, совместное участие подразумевает участие в бизнесе и распределении прибыли, а не участие в управлении.

  11. Марат (Автор статьи)

    Не думайте, что я отрицаю ваш вариант. Ваше предложение заслуживает внимания, так как именно эта схему, которую вы приводите, и о котором упомянуто в статье, является основной картиной «мударабы». Однако, в соответствии с мнением учёных по фикху, возможны и другие формы «мударабы», а именно участие вкладчика в совместной деятельности. Именно это вы и не признаёте.

  12. артур

    Ассаляму алейкум братья,неужели нет ответа на мой вопрос?

  13. рустам

    ассаляму алейкум а заключения договора является обьязательным?

  14. Искандер Исхаков

    Не совсем понятно тогда, в чём особенность мудараба как разновидности шарика? 
    Надо сказать, что современные шариатские стандарты характеризуют мудараба именно этим условием (например стандарт AAOIFI «Мудараба», 9/3). 

  15. Умар Магомедов

    Давайте все по порядку. Мудараба есть разновидность Мушараки. Под Мушаракой подразумеваются в общем договор Партнерства. ГЛАВНОЕ отличие Мударабы от Мушараки в том что Рабуль Маль (Вкладчик) не участвует в ведении и управлении бизнеса. Как только он начнет суваться в бизнес это уже будет не Мудараба, а Мушарака — обе стороны участвуют в бизнесе.
    Что значит «участвовать в бизнесе»? Насколько мне подсказывает мой накопленный годами лексикон русского языка и простая интуиция это: когда «люди совместно ведут бизнес» или «совместно управляют бизнесом». Что есть «участие в бизнесе но не участие в управлении»? Это одно и тоже. То что партнеры будут согласовывать общий бизнес и естественно делить прибыль и убытки не следует называть «участием в бизнесе» — ведь эти вещи само собой разумеющиеся в любом партнерстве. Поэтому не следует путать два договора и надо называть вещи своими именами.
     

  16. Марат

    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!
    Подробнее изучая ещё раз эту тему, стало ясно почему возник вопрос по Мударабе — относится ли этот вид деятельности к разновидности «шарика» «совместного участие» или нет?
    Большинство учёных по фикху (учёные ханафитского, шафиитского и маликитского мазхабов) при изучении темы «الشركات» ,»Совместная деятельность», среди видов совместной деятельности не упоминают «мудараба», считая, что этот вид деятельности относится к теме: «الإجارة», «Наем». Однако, несмотря на то, что вид деятельности Мудараба, или, как его ещё называют: Кыйрад, рассматривается большинством учёных с позиции, что это наем капиталовладельца (رب المال) работника, который будет работать на эти деньги и приносить доход, они признают, что в конечном счёте и капиталовладелец, и работник будут участвовать в распределении прибыли, в соответствии с тем, как договорились. Поэтому учёные говорят, что вид деятельности Мудараба — «الإجارة ابتداء و الشركة انتهاء» «Наем в начале, и совместное участие в конечном счёте (имея в виду участие в распределение прибыли)». Учёные же ханбалитского мазхаба, на чьи книги я опирался при подготовке материала, считаю, что Мудараба — один из разновидностей совместной деятельности.
    И Аллах более Сведущ!!!

  17. Бакыт

    салам алейкум мне как предпринимателю очень интересен этот договор.Хотелось бы, что бы вы сделали договор о партнерстве 50 на 50 если это можно. просто нет договоров по законам шариата в инете. а касательно вашего спора мудабара или шарика это нам ненужно все равно договор составлен на русском языке и там все написано о чем договор и по тексту идет расшифровка кто за что отвечает и кто что делает.я все понимаю вам как шейхам это важно а нам вашим братьям нужны разные договора ))) 

  18. Мурад

    Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!

    Возможно ли прописать в договоре следующий тип распределения прибыли, когда распределение прибыли зависит от самой прибыли т.е. если предприниматель приносит прибыль в размере 100 р. то распределение происходит к примеру 50% на 50%, а если предприниматель приносит 200 р. то распределение происходит к примеру 60% на 40% (соответсвенно 60% для предпринимателя) и так далее.

  19. Ваше имя

    Ассаламу алейкум!

    В статье на сайте указано,
    в) капитал должен быть наличным (т.е. нельзя вносить долги);

    Согласен с тем, что в таких статьях приведение доводов будет лишним, и также в комментариях указано, откуда брались данные.
    Но проблема в том, что я несколько дней не могу найти доказательства этому утверждению.

    Прошу написать доводы к этому утверждению.

    Также прошу подсказать, где можно найти такие книги как «Аль-мугни», Ибн Кудамы?

  20. Абу Ясин

    Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух.
    عن أبي هريرة رضي الله عنه قال: «نَهَى رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم عَنْ بَيْعِ الْحَصَاةِ، وَعَنْ بَيْعِ الْغَرَرِ» رَوَاهُ مسلم.
    Сообщается со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил сделку камней (хаса) и сделку в которой есть неясность, необоснованный риск (гарар)». 
    Потому любая сделка в которой есть неясность запрещена, например продажа плода в чреве овцы. и тому подобные вещи.
    Вносить долг в данном случае недопустимо потому, что в мударабе деньги постоянно должны находиться в движении и работать, приносить прибыль и учитываться, делать вклад долга не только содержит в себе явный гарар (ведь ещё не известно будет этот долг возвращён и когда), также в этом есть явная несуразица, зачем человеку делать инвестиции долгами, и зачем предпринимателю нужны чужие долги, и какая ему от них польза. А следственно возникают серьёзные подозрения в том, внесение долга в качестве инвестиций в мударабу, содержит в себе хитрую махинацию, для фиктивного обхода каких-либо ограничений наложенных Шариатом.
    А Аллах знает об этом лучше.

  21. Ваше имя

    Ассаламу алейкум!

    А по-другому, можно ли купить долю в бизнесе, а расплатиться с выручки от этого бизнеса? 

    Это реальная история, которая привела к конфликту.

  22. Umar

    Ассалам Алейкум уа рахматулахи уа баракатух! 

    Надеюсь вы внимательно прочитаете и вникнете мой вопрос 
    этот вопрос важен для меня потомы что я уже вложил несколко 1000 евро в это дело.
    Если вы не уверены или  незнаете ответ пожалуйста посоветуйте мне кого нибудь кто мог бы дать полноценый ответ.

    Вопрос такой: сначала немного коротко опишу о чём идёт речь

    Продаю софт через одну платформу ( на этой платформе есть много ещё разных програмных обеспечений где можна за продажу получить вознограждения)…

    Там ещё одна программа постараюсь коротко описать программу.
    вот например:

    Я работаю в ИТ отделе большой фармацефтической  компании , первое время когда меня взяли на работу нас всех сотрудников предупредили что 
    все компютеры и телефоны мониторятся , то есть вся активность компютера или телефона записывается.
    Ну нас предупредили чтобы мы не использовали свой рабочий компютер и телефон которые они мне (нам) дали не правомерных целях.
    Чтобы мы их использовали только для работы.
    Телефон и компютер я получил на работе.

    Вот я коротко описал суть програмного обеспечения (софта) которую я продаю.

    Эта программа (которую я продаю) предназначена для вот такий целей
    Ну конечно это программу могут использоват не правомерных целя) всё зависит от намерения каждого человека.

    Я получаю вознограждение за переходы через ссылки ( то есть когда покупатель переходит через ссылку на другой сайт (на владелца этой программы)
    то я получаю за это какие проценты ну деньги).

    Например:
     я продаю этот продукт за 1000 рублей и за это я получаю 50 %. то есть 500 рублей

    На сайте владелца написано что неправомерное использование данного програмного обеспечние влечёт за собой уголовную ответсвенность в данной стране где вы проживаете.

    «Данное програмное обеспечение предназначено для мониторинга сотрудников или иных пользователей мобильных устройств, которые куплены вами или которые вам разрешено контролировать.»

    Разрешно ли контролировать сотрудников с работы.
    работадатель даёт это оборудование на временное пользование топ есть толко для работы течение контаркта.
    и когда я предупреждаю своих сотрудников как сказано выще что все компютеры и телефоны контролируются, и все сотрудники уведомлены об этом?

    Коротко описал выще:

    Ещё коротко.
    Я не владелец этой программы 

    Покупатель заходит на мой сайт, когда покупатель хочет купить программу то он автоматицэски попадает на сайт владелца этой программы.
    Если тот который перешёл через мой сайт если купит данную программу  то я получаю за это какое то вознграждение (деньги) из проданного товара).

    Моё мнение

    из этой программы можно извлечь пользу , или ущерб.
    Но на вопрос сколко пользы или выгоды можно извлечь из этой программы я незнаю , 
    всё зависит от умысла от намерения конкретного человека.

    Ну например вот такая логика.
    Когда орган пересаживается больному, он становится его органом и больше не связан с прежним хозяином. Когда больной совершает грех посредством этого органа, то спрос за этот грех будет с того, кто пользуется этим органом, потому что грех и поклонение Аллаху тесно связаны с разумом, мыслями и волей человека, а они принадлежат тому, кто совершает эти действия. Орган – это лишь инструмент, и решение относительно него зависит от того, кто им пользуется.

  23. Габдуллах

    Вагаляйкум ассалям вэ рахмэтуллаах Умар!

    Вышеуказанный софт можно продавать, ин шэ Аллах. Потому что сотрудников, а также выданные им компы и телефоны можно контролировать, что бы они использовались для работы.
    Переход с вашего сайта на сайт Продавца и получения из-за этого вознаграждение от Продавца тоже является дозволенным видом заработка с точки зрения шариата.

Пинги и трекбэки