О достоинстве терпения

Хвала Аллаху, Господу миров.

Да благословит Аллах и приветствует самого терпеливого и благодарного из людей, нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.

Эта жизнь пускает в нас стрелы испытаний и забрасывает копьями несчастий. Мы живем в мире бед, испытаний, неудач и печали. Переходя все этапы этой жизни, человек обязательно пребывает в одной из двух ситуаций.

Первая ситуация – это когда он приобрел то, к чему стремился, и избежал неприятностей, которых боялся. В этом случае человек  должен признать, что это милость Господа, которой Он наделил его в этой жизни, и должен быть благодарным. Раб Аллаха должен признать эту милость как словами, так и душой. Он должен использовать ее для поклонения Аллаху (Свят Он и Велик) и подчинения Его велениям.

Вторая ситуация – это когда с человеком происходит то, чего он опасался. Например, потеря любимого человека. От этого он печалится и теряет покой. В этом случае он должен проявить терпение ради Аллаха. Он не должен гневаться, раздражаться или жаловаться людям на свою судьбу. О своей печали он должен сообщать только своему Создателю – Аллаху (Свят Он и Велик).

Если человек будет проявлять терпение в случае беды и будет благодарить Всевышнего в случае  радости, то его жизнь будет благом для него. Этим он заслужит безмерную награду Аллаха (Свят Он и Велик).

Беды, которые постигают человека, бывают четырех видов:

1 Беды, которые касаются его самого.

2 Беды, которые касаются его имущества.

3 Беды, которые затрагивают его честь.

4 Беды, которые касаются его семьи и тех, кого он любит.

От этих видов несчастий не застрахован никто из нас.

Мы видим также, что верующих и богобоязненных рабов Аллаха  беды постигают меньше, чем неверующих.

Тот, кого постигла беда, должен знать, что это испытание от Мудрейшего и Милосерднейшего, и что Он не для того ниспосылает испытания, чтобы погубить или помучить тебя, а делает это только для того, чтобы проверить твою веру, терпение и твое довольство предопределением. Всевышний делает это для того, чтобы посмотреть, будешь ли ты смиренно и настойчиво молить Его о помощи, искать у него убежища и спасения, сообщая Ему о своих проблемах.

Аллах Всевышний сказал: «Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых …» (Корова 155).

Он также сказал: «И Мы обязательно испытаем вас, чтобы узнать, кто из вас будет сражаться, и терпеть…» (Мухаммад 31)

Он сообщил нам также о награде, которую получат терпеливые: «Поистине, получат терпеливые награду свою сполна без счёта» (Толпы 10).

Аллах упомянул в Коране терпение более девяноста раз, связывая с ним все блага, высшие степени и награды в Раю. Все это плоды терпения. Господь уготовил для терпеливых то, что не уготовил для остальных: «Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (Корова 157).

Прямой путь, благословение и милость – все это для терпеливых рабов Аллаха.

Аллах (Свят Он и Велик) упомянул в Коране терпение наряду с намазом, сказав: «Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных» (Корова 45).

Хвала Аллаху за Его бесчисленные дары, ведь Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам радостную весть, сказав: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов».[1]

Пусть никто не думает, что его не постигнет беда, испытание или потрясение. Пророков и посланников (мир им) постигали самые суровые и тяжелые испытания.

Передается от Абу Саида аль-Худрия (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Однажды я спросил посланника Аллаха: «О посланник Аллаха! Кто из людей подвергается самым тяжким испытаниям?» Он ответил: «Пророки». Я спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Праведники. Некоторых из них постигала бедность, и у них не оставалось ничего из одежды, кроме одной накидки, которой они укрывались. Поистине, они радуются испытаниям подобно тому, как вы радуетесь достатку (богатству)».[2]

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Того, кому Аллах желает добра, Он подвергает испытаниям».[3]

Не огорчайся, дорогой брат, и радуйся великой вести, которая избавит тебя от беспокойства и даст тебе силы с легкостью переносить все испытания.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».[4]

Благодарные рабы Аллаха получат добавку к тому, что им уже было даровано. Всевышний сказал: «Вот ваш Господь возвестил: -Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим» (Ибрахим 7).

А терпеливые получат от Аллаха награду, прощение и милость.

Фудейль (да помилует его Аллах) сказал: «Аллах (Свят Он и Велик) обещает Своим верующим рабам испытания, подобно тому, как мужчина обещает своей семье благо».

Он также сказал: «Вера раба не будет полноценной до тех пор, пока он не будет считать испытания милостью, а отсутствие испытаний — бедой, и пока он будет любить, чтобы его хвалили за поклонение Аллаху».

Люди делятся на две категории. Одних Аллах испытывает разными видами благ, чтобы посмотреть, будут ли они благодарны, а других он испытывает трудностями, чтобы посмотреть, будут ли они терпеливы.

Ибн Таймия (да будет доволен им Аллах) сказал: «Что касается такой милости Аллаха, как тяготы, то необходимость терпения при этом очевидна. А что касается такой милости, как достаток, то терпение здесь необходимо для того, чтобы использовать свои блага в поклонении Аллаху и подчинении Его велениям. Испытание богатством более тяжелое, нежели испытание бедностью. У бедного человека нрав зачастую бывает лучше, чем у богатого, поэтому большинство обитателей Рая – это люди, которые в этой жизни были бедными.

Испытание бедностью легче, но в обоих случаях человек должен проявлять терпение и благодарность. Бедность чаще всего ассоциируется с болью и тяготами, а достаток с наслаждением, и поэтому распространилась фраза: «Человек должен благодарить Аллаха при достатке и благополучии, а при тяготах проявлять терпение».

О мусульманин! Даже если на тебя обрушились беды, несчастья и потрясения, омрачившие твой путь, ты должен быть доволен предопределением Аллаха и всем, что он для тебя предписал. Это высшая степень терпения.

Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом» (Покаяние 51).

Вторая степень – это проявление терпения ко всем испытаниям. Это для тех, кто не достигает степени довольства. Довольство предопределением – это высшая степень терпения. Шариат побуждает к ней, но не обязывает. А проявление терпения – это обязанность каждого верующего.

В чем же разница между довольством и предопределением?

Терпение – это когда человек сдерживает свою душу от гнева, который причиняет ему боль, и пытается избавиться от этой боли. А также удерживает свое тело от отчаянных действий.

А довольство – это когда душа человека спокойна и довольна предопределением. И даже если он в душе чувствует какой-то дискомфорт, то не пытается избавиться от него. Однако сильная вера и убежденность избавляют душу от всех этих недугов, и в ней не остается и тени беспокойства.

Терпение делится на пять частей: обязательное, желательное, разрешенное, нежелательное и запрещенное.

Терпение также делится на три вида:

1. Терпение в отношение запретного.

2. Терпение при совершении обязанностей.

3. Терпение при бедах и несчастьях, когда человек не может ничего изменить. Например при болезни, бедности и т.д.

Иногда даже большое горе может оказаться милостью. А некоторых людей Аллах испытывает дарами.

О мусульманин! Есть вещи, которые помогают человеку с легкостью переносить беды и испытания.

1. Помни, что эта жизнь – место испытаний, и что от бедствий нам не будет покоя.

2. Знай, что твои испытания уже предписаны.

3. Если тебя уже постигла беда, то ведь тебя могло постигнуть испытание тяжелее этого.

4. Посмотри на тех, кого уже постигла подобная беда. Поистине, сострадание успокаивает человека.

5. Посмотри на тех, кого постигла беда больше, чем твоя, и тогда твое испытание покажется тебе легким.

6. Надейся на то, что ты найдешь замену тому, кого потерял, если это жена или ребенок, или то, чему есть замена.

7. Проявляя терпение, ты зарабатываешь награду от Аллаха.

8. Знай, что как бы ни сложилась ситуация, в этом будет для тебя благо.

9. Знай, что тяжким испытаниям подвергаются только лучшие из мусульман.

10. Помни, что ты — раб, и что ты полностью принадлежишь Аллаху. А раб не управляет своей судьбой.

11. Не позволяй себе отчаиваться, ведь отчаяние не вернет того, что уже случилось.

12. Помни, что это только временное испытание, и оно уплывет, подобно летнему облаку.

Если человека постигла беда, он не должен рвать на себе одежду, бить себя по лицу или желать себе погибели.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)  научил нас тому, что нужно говорить в трудную минуту, когда тебя постигнет несчастье. Сообщается, что Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я слышала, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы  вернёмся! О Аллах, вознагради меня в несчастии и дай взамен нечто лучшее!» — Аллах Всевышний непременно вознаградит его в его беде и даст ему взамен нечто лучшее».[5]

Эта фраза «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы  вернёмся!» стала успокоением и прибежищем для тех, кого постигает беда.

О мусульманин! Испытания и трудности отличаются между собой по степени тяжести, однако самое сильное испытание – это испытание на прочность веры. Это самая большая беда в этой жизни и в Последней. И тот, кто не пройдет это испытание, лишается всего, что имеет.

Любой вещи можно найти замену, если она потерялась, но если ты лишился своей веры в Аллаха, то ничем ее не заменишь.

О тот, кого постигла беда или испытание! Радуйся награде Аллаха, которая уготовлена для терпеливых.

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Верующий и верующая будут подвергаться испытаниям, которые затронут самого человека, его детей и имущество до тех пор, пока не встретит он Аллаха Всевышнего безгрешным».[6] [7]

О Аллах! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне.
О Аллах! Сделай нас из числа благодарных, терпеливых и довольных Твоих рабов, которые получат награду свою сполна без счёта.

О Аллах! Прости нас, наших родителей и всех мусульман.

И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.

 Абдуль-Малик аль-Касим
“40 уроков тем, кто застал Рамадан”
Переведено сайтом «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru

  • [1] Бухари (5641), (5642), Муслим (2573).
  • [2] Ибн Маджа (4024), Хаким (3\343), Албани (995).
  • [3] Бухари (5645).
  • [4] Муслим (2999).
  • [5] Муслим (918).
  • [6] Таким  образом,  если  мусульманин  претерпевает всевозможные  бедствия  с  верой и надеждой на награду Аллаха, они становятся для него средством искупления его грехов, на что указывают и другие хадисы.
  • [7] Тирмизи (2510), Албани (5815).


6 комментариев

  1. Гаджи абуМуслим

    альхамдулиЛлягь,очень хорошая,полезная статья!!!!!! спасибо вам за этот прекрасный сайт,джазакаЛлаху хайран!!!

  2. Ильдус

    О Аллах! Дай нам терпения

  3. Ramil

    Ас-саляму алейкум ва-рахмату-Лла́хи ва-баракя́тух .спасибо за напоминание .,ДжазакаЛлаху хайран!!!

  4. салим

    Да вознаградит вас Аллагь. 

  5. Ali

    ДжазакАллаху хай ран ! Алла разы болсын! 

  6. Аиша аль Ханбали

    Ас Саляму ‘аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатух. Да обрадует Милостивый Райскими Садами автора статьи, переводчиков и всю администрацию этого сайта. Прекрасная статья, но есть непонятные моменты. Например, там, где говорится о терпении написано : «Терпение делится на пять частей : Обязательное. Желательное. Разрешенное. Нежелательное. Запрещенное. Впервые слышу о нежелательном и запрещенном терпении. Что это значит ?! Как понять выражение «запрещенное терпение» ?! Пожалуйста, разъясните этот момент кто может. Заранее благодарю. Да сохранит вас Аллах и укрепит на прямом пути.