Кому принадлежит исключительное право на поклонение? (ч2)

Аллах — Это Всемогущий Создатель, Всесильный Единственный Бог, Он создал Вселенную из ничего, Он сотворил человека в прекраснейшем облике и установил в его человеческом нутре чувство необходимости поклонения и подчинения Ему. Разум человека покорился Его безграничному господству и безраздельному праву на то, чтоб Ему поклонялись.  Люди всех времён признали Его господство… И безусловно, Бог должен быть Единственным в своём господстве и в своём праве на поклонение. Подобно тому, что у Него нет сотоварищей в сотворении, у Него нет сотоварищей и в Его божественности, дающее Ему безраздельное право на то, чтоб ему поклонялись.

И доказательств этому множество.

К их числу относятся следующие:

1 — Во Вселенной существует Один-Единственный Бог, достойный поклонения,  и Он является Создателем и Дарующим пропитание. Лишь только Он в состоянии принести пользу и отвести вред. Если бы во Вселенной существовало другое истинное божество, то непременно оно бы тоже творило, созидало и повелевало, и тогда одно из божеств не согласилось бы в соучастии другого божества[1]. Несомненно, что одно божество взяло бы верх над другим и одолело бы его.  Но побеждённый не может быть божеством. А победителем является Истинное Божество, у Которого нет сотоварища в божественности, дающей Ему безраздельное право на то, чтоб Ему поклонялись, равно как нет сотоварища Ему в господстве. Аллах Всевышний сказал:

«Аллах не взял Себе сына, и нет наряду с Ним другого (истинного) бога. В противном случае каждый бог  унёс бы с собой то, что сотворил, и одни из них возвысились бы над другими. Аллах превыше того, что они приписывают Ему!» (23, «Аль-муъминун», 91).

2 – Поклонения достоин лишь Аллах – Владыка небес и земли. Потому как человек ищет близости божества, которое приносит пользу и отводит зло, защищает от дурного и искушения,  а на это способен лишь тот, кому принадлежат небеса и земля и все то, что между ними. Если бы наряду с Аллахом существовали другие божества, как об этом говорят многобожники, то люди непременно встали бы на путь, ведущий к поклонению истинному Владыке – Аллаху, так как даже те, кому поклоняются, помимо Аллаха, сами поклоняются Аллаху и ищут приближения только лишь к Нему одному, следовательно ищущим близости с обладающим пользой и отводящим зло надлежало бы поклоняться Истинному Божеству, Которому поклоняются все на небесах и земле, и те, кому поклоняются, помимо Аллаха, включительно. Аллах Всевышний сказал:

«Скажи: «Если бы, как они говорят, наряду с Ним существовали другие боги, то они непременно попытались бы добраться до Господа Трона» (17,«Аль-исраъ»: 42).

Пусть прочтёт ищущий истину следующие слова Аллаха:

«Скажи: «Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом». Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников. Ничье заступничество перед Ним не принесёт пользы, кроме тех, кому будет дозволено» (34, «Сабаъ»: 22-23).

Эти аяты разрывают привязанность сердца к чему либо, помимо Аллаха, в силу следующих четырёх причин:

Во-первых, эти сотоварищи (те, кому поклоняются помимо Аллаха) не владеют даже мельчайшей частицей наряду с Аллахом. А тот, который не владеет даже мельчайшей частицей, не сможет ни принести пользы, ни навредить, и не заслуживает быть Богом или Его соучастником. Ведь Аллах – Один, Который владеет и распоряжается ими.

Во-вторых, они не владеют ничем ни на небесах, ни на земле, и не являются совладельцами даже мельчайшей частицы на них (небесах и земле).

В-третьих, у Аллаха нет помощников из числа Его созданий. Ведь Он Сам, не нуждаясь в них, помогает им в том, что приносит им пользу, и оберегает их от того, что вредит им. Таким образом, все они (Его создания) нуждаются в своём Господе.

В-четвёртых, эти сотоварищи (те, кому поклоняются наряду с Аллахом) не могут заступаться перед Аллахом за своих последователей, и им даже не дозволено это заступничество, ведь Всевышний позволяет заступаться только Своим приближённым, которые могут сделать это только за тех, чьими словами, поступками и убеждением доволен Аллах.[2]

3- Упорядоченность и совершенство мироздания – это самое яркое доказательство того, что его устроителем является Один Бог, Один Властелин, Один Господь, помимо Которого нет другого божества для созданий, и нет другого Господа, кроме Всевышнего. Так же, как это мироздание не может иметь двух создателей, так же недопустимо наличие двух божеств, обладающих безраздельным правом на то, чтобы им поклонялись. Всевышний Аллах сказал:

«Если бы на них (на небесах и земле) были иные истинные бо­жества наряду с Аллахом, то они (небеса и земля) разрушились бы». (21, «Аль-анбийаъ»: 22).

Если предположить, что на небе и земле было бы другое истинное божество, помимо Аллаха, то они разрушились бы. Разъяснение того, каким образом произойдёт разрушение: существование другого истинного божества наряду с Аллахом означало бы, что каждый из них способен к самоуправству и самостоятельным действиям, что привело бы к спору и разногласию, и по этой причине произошло бы разрушение.[3] Невозможно представить, чтобы телом распоряжалось одновременно две одинаковые души, так как это привело бы к его разрушению и гибели. И как же можно представить себе подобное в отношении всего мироздания, несогласованность управления которого более разрушительно и гибельно.[4]

4 — Все пророки и посланники единодушны в этом.

Все общины единогласны в том, что пророки и посланники обладают самым совершенным разумом, самой чистой душой, самым лучшим нравом, являются самыми доброжелательными к своим паствам,  самыми знающими о целях Аллаха, самыми правильными в указании прямого пути, так как они получают откровение от Аллаха и доводят его до людей. Все пророки и посланники, начиная от Адама и кончая Мухаммадом (мир им и благословение Аллаха), единодушны в призыве своих народов к вере в Аллаха и оставлении поклонения чему-либо, помимо Него, и к тому, что Он – Истинный Бог. Всевышний Аллах сказал:

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет истинного божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!». (21, «Аль-Анбийя»: 25).

Также Аллах говорит о Нухе (мир ему), что он сказал своему народу: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, ибо я бо­юсь, что вас подвергнут страданиям в Мучитель­ный день». (11, «Худ»: 26).

Также Аллах (Свят Он) сказал последнему из пророков:

«Скажи:  «Мне внушено в откровении,  что  ваш Бог — Бог Единственный. Не станете ли вы му­сульманами?» (21, «Аль-анбийаъ»: 108).

Это Бог, Который сотворил бытие из ничего и сделал его  совершенным, создал человека в прекраснейшем облике и оказал ему почтение, наделив его человеческую природу (араб.: фитру) чувством признания  безграничного господства Аллаха и Его исключительного права на поклонение. Аллах устроил так, что человеческая душа сможет приобрести равновесие только тогда, когда покорится своему Создателю и будет идти по Его пути, и не приобретёт  покоя до тех пор, пока не станет полагаться на своего Создателя и не будет привязанным к Нему. И эта привязанность возможна только посредством нахождения на Его прямом пути, с которым были направлены Его благородные посланники. Разум, которым Всевышний наделил человека, будет здравым и станет выполнять свою функцию в совершенстве только тогда, когда он уверует в своего Господа.

И когда фитра человека будет правильной, когда душа найдёт покой и равновесие, когда разум уверует, тогда человек обретёт счастье и безопасность в этом и следующем мирах… Если же человек откажется от всего этого, то будет жить рассеянной и разобщённой жизнью, блуждая в этом мире, распыляться среди различных божеств, не зная, кто принесёт ему пользу и отвратит его от вреда.

И для того, чтобы вера укрепилась в душе, и стала очевидной мерзость неверия, Аллах привёл притчу, приближающую значения к пониманию, где Всевышний  сравнил человека, распылённого между многочисленными божествами, с тем, кто поклоняется одному лишь Господу. Аллах (Свят Он и Велик) сказал:

«Аллах приводит в качестве притчи мужчину, принадлежащего  нескольким  несговорчивым  партнерам (находящимся в плохих отношениях друг с другом), и мужчину, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала Аллаху, (нет)! Но большинство их не знает (этого)» (39, «Аз-зумар», 29).

Таким образом, Аллах привёл притчу о язычнике и единобожнике, сравнив первого с рабом, принадлежащим сразу нескольким партнёрам, по поводу которого они пререкаются между собой, так как он разделён между ними. Каждый из них требует от него что-то своё, и каждый из них возлагает на него что-то своё. Такой раб находится в растерянности, не знает, кого слушать, за кем идти, не способен удовлетворить оспариваемые и противоречивые прихоти, ведь он не может разорваться! А единобожника Аллах сравнил с принадлежащим одному хозяину рабом, который знает, что от него требуется, и что ему поручено, поэтому он спокоен и прочно находится на одном ясном пути.

Таким образом, эти два раба не равны между собой. Раб, принадлежащий одному хозяину, покорён ему одному,  поэтому наслаждается покоем, прямотой, знанием и ясностью. Второму рабу приходится покоряться сразу нескольким хозяевам, находящимся в конфликте между собой, поэтому он находится в замученном, тревожном состоянии, не может утвердиться, не может удовлетворить прихоть хотя бы одного из господ, не говоря уже о всех вместе сразу!

После того, как были приведены доводы, указывающие на существование Аллаха, Его господство и Его исключительное право на поклонение, уместно будет, если мы ознакомимся с тем, как Господь создавал бытие и человека, и попытаемся познать Его мудрость в этом.

По книге Мухаммада Ас-Сухейма «Ислам: его основы и принципы»

Перевод и редакция редколлегии сайта «Почему Ислам?» — www.whyislam.ru.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…….

  • [1] См.: комментарий к «Акыда ат-Тахавийя», стр. 39.
  • [2] См.: «Услада глаз единобожников», автор шейх Абдур-Рахман ибн Хасан (да одарит его Аллах Своей милостью), стр.100.
  • [3] См.: «Фатх аль-Кадыйр», 3/403.
  • [4] См.: «Мифтах дар ас-са’ада», 1/260.

]]>]]>