Участие женщины в призыве к исламу вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха

Читать офлайн:

Читая о проповеднической деятельности посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с тех пор, как он начал призывать людей к Исламу, необходимо отметить особое место, которое занимала женщина. Она представляла собой важное звено в деле призыва, уделяя огромное внимание этой деятельности, ведь с первых дней пророческой миссии женщина возложила на себя бремя призыва к Исламу. Далее приведём некоторые примеры, в которых женщина отличилась в деле призыва:

1. Первым, кто развеял страх от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда впервые снизошло на него Откровение, была женщина – Мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах).

Сообщается, что мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Ниспослание откровений посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) началось с благого видения во сне, а никаких иных видений, кроме приходивших подобно утренней заре, он никогда не видел. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, где занимался делами благочестия, что выражалось в поклонении (Аллаху) в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. Это продолжалось до тех пор, пока не снизошло на него Откровение , когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: “Читай!” — на что он ответил: “Я не умею читать!”»

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” — и я (снова) сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — Наищедрейший…”[1]»

Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, и он оставался в подобном положении, пока страх его не прошёл…».[2]

Хадиджа с первых минут со всей искренностью поддержала пророка (мир ему и благословение Аллаха), а когда он испытал страх и испугался за самого себя, сказала ему  свою известную фразу: «Нет, нет! Возрадуйся! Клянусь Аллахом, Всевышний никогда не покроет тебя позором! Клянусь Аллахом, ты поддерживаешь родственные связи, говоришь правду, помогаешь нести бремя (слабому) и оделяешь неимущего, оказываешь гостеприимство гостю и помогаешь переносить невзгоды судьбы!»[3]

Кроме того, вместе со своим мужем (мир ему и благословение Аллаха) она несла бремя призыва, так что стала образцом в деле пожертвования и усердия. Несмотря на то, что Хадиджа была знатной и богатой, она скончалась в период последних страданий от блокады, которую установили курайшиты против посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников.

Что касается её обители, то посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил о ней во время взятия Мекки, сказав: «Обрадуйте Хадиджу домом в Раю из полого жемчуга, в котором не будет ни шума, ни утомления»[4].

2.     Первым шахидом в Исламе (мучеником, павшим на пути Аллаха) является женщина – Сумейя бинт Хайят (да будет доволен ею Аллах).

Она была в числе первых, кто принял Ислам. Несмотря на преклонный возраст и слабость, она перенесла множество мучений на пути своей религии и призыва, пока Абу Джахль не убил её. Так она стала первым шахидом в истории Ислама. Это является великой честью как для Сумейи, так и для всех женщин. Все это подтверждает достойное место женщины в этой религии.

3.     Причиной битвы мусульман с бану Кайнука’ (одним из иудейских племён) была женщина-мусульманка.

Она принесла свой товар и продала на рынке бану Кайнука’, затем присела у лавочки ювелира на рынке. Иудеи захотели, чтобы она открыла своё лицо, но она отказалась. Тогда ювелир незаметно привязал край ее платья к спине, и, когда она встала, открылась ее нагота. Иудеи стали надсмехаться над ней. Мусульманка же начала кричать. Тогда один из мусульман набросился на этого ювелира- иудея и убил его, а иудеи напали на мусульманина и убили его. Родственники убитого позвали на помощь мусульман против иудеев. Мусульмане разгневались и выступили против бану Кайнука’.[5]

Мусульмане осадили иудеев, сразились с ними, а затем изгнали из Медины, защищая честь, достоинство и значимость мусульманки.

Из подобных историй всем нам следует извлекать полезные уроки и назидания, в какое время бы ни жил человек и где бы он ни находился. Подобные случаи являются ярким примером для женщины в нашей истории Ислама.

4.     По причине жалобы пожилой женщины на своего мужа, с которой она обратилась к пророку (мир ему и благословение Аллаха), были ниспосланы аяты  из Корана.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Благословен Тот, Кто объемлет Своим слухом любую речь. Поистине, я слышала частично речь женщины по имени Хауля бинт Са’ляба, не слыша некоторые слова. Она пожаловалась посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на своего мужа, сказав: “О посланник Аллаха! Я потратила на него свою молодость, вынашивала для него, а когда же я состарилась и перестала рожать, тогда он совершил «зыхар»[6]. О Аллах, я обращаюсь к Тебе со своей жалобой! Я же не успела уйти, как Джибриль был ниспослан со следующими аятами: «Аллах уже услышал слова женщины, которая вступила с тобой в пререкания относительно своего мужа и пожаловалась Аллаху» (сура «Аль-Муджадиля», 1)”»[7].

Необходимо заметить,  что во многих странах существуют огромные проблемы в налаживании уважительного отношения к пожилым людям. Особенно остро эта проблема стоит в тех странах, которые день и ночь заявляют о своей цивилизованности и прогрессе. Однако они продолжают находиться в болоте первобытного невежества в своих отношениях с людьми пожилого возраста, отказываясь от них, используя против них насилие и заключая в дома престарелых.

5.     Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) советовался с женщиной наилучшим образом и признавал ее правоту.

Это произошло в Худайбии[8], когда одна из жён пророка (мир ему и благословение Аллаха), мать правоверных Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах), дала ему совет. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел сподвижникам заколоть своих жертвенных животных и сбрить волосы, повторив своё повеление три раза. Однако никто не послушался. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к Умм Саляме (да будет доволен ею Аллах), рассказав ей о реакции сподвижников на его повеление. Умм Саляма сказала: «О пророк Аллаха! Хочешь, чтоб они послушались? Выйди, и, не говоря им ни слова, сам заколи своё жертвенное животное, затем позови своего цирюльника, и пусть он тебя побреет. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) так и поступил: вышел, никому ничего не говоря, сделал всё необходимое, заколов жертвенное животное, затем позвал своего цирюльника, который побрил его. Сподвижники, увидев это, поступили таким же образом, закололи своих жертвенных животных и побрили друг друга, чуть ли не убивая друг друга из-за печали».[9]

Таким образом, её совет оказался правильным, устранив беспокойство пророка (мир ему и благословение Аллаха) и недоумение сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

В этой истории мы может видеть то положение женщины, которую предоставил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поступив в соответствии с её советом в тяжёлый момент в важном событии. Тем самым, это указывает на то, что с мнением женщины считаются в событиях, которые касаются мусульманской общины и её интересов.

Жизнеописание пророка (мир ему и благословение Аллаха) переполнено историями, в которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) считался с мнением женщины, уделяя внимание её сущности, часто советуясь с ней так же, как он советовался с мужчинами.

6.     На женщину возложена обязанность получения знаний подобно мужчинам.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проводил проповеди и уроки специально для женщин. Так было, например, во время праздничной проповеди, а также в другое время, когда он отвечал на их вопросы.[10]

Таким образом, то малое из приведённых историй (на самом деле их очень много) раскрывает для нас положение мусульманки в жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его проповеднической деятельности.

Женщина несёт большую ответственность в деле призыва. Она должна выполнять свою обязанность и первостепенные задачи, которые стоят перед ней:  поддержка своего мужа, ведущего призыв, стимулирование и исправление его пути в поисках знаний и проповеднической деятельности и т.д. Именно такой была Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Это же, без сомнений, ясно указывает на то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возложил на женщину ответственность в деле призыва, поэтому она должна  выполнять свою задачу, и может гордиться этим.

Кроме того, женщина сама должна принимать непосредственное участие в деле призыва, а не просто оказывать поддержку мужу. Иначе говоря, её призыв должен охватить её саму, её семью, дом, место работы и её общество в целом.[11]

Женщине предоставляется право положительного и плодотворного участия в решении проблем общества в целом и того, что касается её в частности. Именно так поступил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда обратился к Умм Саляме (да будет доволен ею Аллах) в тяжёлой ситуации из-за неожиданного поступка сподвижников (да будет доволен ими Аллах).

Высокое почтение женщине, которое проявилось во многих эпизодах жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), в том числе в истории, которая произошла с иудейским племенем бану Кайнука’. Где же те, которые притворно причитают о правах женщины в современном мире? Пусть же увидят реальность!

Кроме того, очевидно, что на женщину возложена ответственность приобретать знания, обучать и воспитывать других.

Таким образом, мы привели некоторые эпизоды, дающие нам понять, сколь огромной была забота посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в отношении женщины. Забота проявлялась и на словах, и на делах, в проповеднической деятельности и в других делах, тем самым, явившись примером для подражания своей общины. Пусть же узнает весь мир, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вывел женщину из застоявшегося болота периода невежества на просторный сад Ислама. Благодаря этим изменениям, женщина узнала о своём истинном достоинстве, о своих естественных и религиозных правах. Она заняла достойное положение под тенью Ислама и его справедливости.

После всего сказанного мы имеем полное право задать важный вопрос, на который должен будет ответить каждый беспристрастный: чего же мы можем ожидать от Востока или Запада для женщины после этого?!

 Подготовил Вахитов М.
©www.whyislam.ru
  • [1] Сура «Аль-‘Аляк», 1-3.
  • [2] «Сахих аль-Бухари», номер хадиса: 3. Стр. 1.
  • [3] «Сахих аль-Бухари», номер хадиса: 4953. Стр. 886-887.
  •  [4] Сахих аль-Бухари», номер хадиса: 1792. Стр. 289.
  •  [5] «Жизнеописание пророка  (мир ему и благословение Аллаха)», Ибн Хишам, 3/9-10.
  • [6] «Зыхар» — клятва мужчины, в которой он говорит своей жене, что она для него как мать, имея в виду, что он больше не будет иметь с ней интимной близости.
  • [7] «Сунан ибн Маджа», номер хадиса: 2063, стр. 296.
  • [8] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) со своими сподвижниками хотели совершить умру (малое паломничество), однако язычники Мекки воспрепятствовали этому, остановив мусульман у Худайбии.
  • [9] «Тарих аль-умам уа аль-мамалик», Ат-Табари, 2/124.
  • [10] Смотри в книге, которая была составлена мною: «Вопросы женщин к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): сбор и исследование».
  • [11] Более подробно об этом я разъяснил в своей книге: «Женщина мусульманка и её ответственность в реалиях современности: научное исследование с точки зрения Шариата и действительности».