Роль ислама в развитии мировой цивилизации (ч. 2)

Исламский мир оставался источником света, блага и прогресса во всем мире довольно длительное время, и при этом он не ощущал ни малейшей потребности в непристойности, распущенности, беспорядке и вседозволенности, чтобы приобрести материальную силу и добиться развития науки и мысли. Представители исламского мира были образцом во всех областях до тех пор, пока не начала разрушаться их нравственность. Когда их поработили страсти, постигло их то, что постигает все народы в этом случае.

Как мы уже говорили в предыдущей статье, научный подъем, наблюдаемый сегодня на Западе, во многом обязан Востоку, знаниями, которые донесла всему миру исламская цивилизация. Это засвидетельствовали многие западные писатели, ученые и мыслители. Месье Олери говорит: «Если убрать из истории арабов и мусульман, возрождение Европы задержалось бы на несколько веков. Сочинения Ибн Сины обсуждались в университетах Франции вплоть до конца XVIII века».

Майерхофф говорит: «Поистине, мусульмане внесли огромный вклад в оптику, и эта наука показывает нам масштаб исламских изобретений. И если бы не мусульмане, тригонометрия не достигла бы того, чего она достигла сегодня».

Британский ученый, востоковед и историк, работающий в США и вошедший в 2004 году в престижный список «Time 100» в числе ведущих ученых, интеллектуалов, политиков, художников и представителей шоу-бизенса, Бернард Льюис (Луис) говорит: «Поистине, Европа в двойном долгу перед мусульманами и арабами, ибо они сохранили идеи и знания, оставленные греческой цивилизацией и приумножили их».

Бревольт говорит: «Поистине, наша наука обязана арабам, не только открытиями и созданием уникальных теорий, но она обязана им самим своим существованием, потому что в древнем мире не было науки. Да, древние греки создали философские системы, обобщили законы и придумали теории. Однако методы последовательного поиска и терпеливого изучения, сбор полезной информации, детальные научные программы, постоянные точные наблюдения, экспериментальные исследования – все это было совершенно чуждо греческому менталитету. Что же до того, что мы называем «наукой», то оно появилось в Европе как следствие нового духа исследования т новых методов исследования. А этот дух и эти методы донесли до европейских ученых арабы».

Немецкий востоковед Зигрид Хонка (ум. 1999 г.) в своей энциклопедической книге «Солнце арабов пускает свои лучи на Запад» [См. издание типографии «Новые границы», Бейрут, 1981 г., стр. 412] пишет: «Поистине, Европа в долгу перед арабами и арабской цивилизацией, и долг Европы и других континентов арабам очень велик. Европе давно следовало бы признать это, однако чрезмерная любовь ко всему своему и различие идеологий ослепила нас и оставила на наших глазах завесу». В другой главе своей книги она говорит: «Европейцы признали роль арабов в истории, сказав: «Арабы донесли сокровища древних народов до стран Запад». Эта фраза, с помощью которой многие стараются вознести лживую хвалу арабам за то, что они принесли Европе, на самом деле ограничивая роль арабов, ролью передатчиков, скрывая многие истины за завесой забвения».

Основатель социальной психологии Гюстав Лебон[1] (1841-1931) говорит: «Исламская материальная культура оказала огромное влияние на весь мир, и это благодаря арабам и другим народам, принявшим ислам. Своим литературным мастерством они воспитали и облагородили варварские народы, которые уничтожили Римскую Империю, а силой своего разума открыли для Европы мир науки, литературы и философии – а всего этого Европа не знала. Получается, что арабы были нашими наставниками и учителями и делали нас «цивилизованными» целых шесть веков».

Голландский востоковед Рейнхарт Дози[2] (1820-1883) говорит: «В целой Андалусии не было ни одного не грамотного мужчины, тогда как в Европе элементарные навыки чтения и письма имелись только у представителей высших слоев духовенства».

Лин Паул пишет в своей книге «Арабы в Испании»: «Безграмотная Европа жила в дебрях невежества и отрешенности от мира, тогда как Андалусия несла корону знания и знамя культуры в мир».

Важно отметить, что исламская научная цивилизация обязана своим развитием, прежде всего религии ислам, который является важнейшим фактором прогресса, поскольку связывает земную жизнь с религией, побуждает к приобретению знаний, освоению и благоустройству всей Земли. Трудно поверить, что когда-то последователи ислама были во главе прогресса во всем мире. Глядя на современное положение мусульманских стран, мы наблюдаем застой в науке, культуре и практически всех жизненных сферах.

Как же это произошло? И виноват ли в этом ислам?

Прежде чем ответить на эти вопросы нужно определиться с тем, каким было положение мусульманской общины, когда она находилась в лоне ислама? Мусульмане были сильны, могущественны и неприступны, у них была великолепная цивилизация, движение вперед и единство. Почему Божественная религия, которая еще вчера была причиной единства, силы и прогресса, сегодня считается причиной разобщенности, слабости и стагнации? К сожалению те, кто сегодня называют себя мусульманами, далеки от ислама и отвергают его настолько, насколько их предки были близки к нему и привязаны. Как только мусульмане начали отдаляться от своей религии, в их развитии пришла пора застоя, а за ней и регресс.

Продолжение следует…

Эльдар Зиганшин
для сайта www.whyislam.ru – Почему Ислам?

  • [1] Гюстав Лебон (Ле Бон, Гюстав), (фр. Le Bon Gustave; 1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк.
  • [2] Дози (Dozy) Рейнхарт  голландский арабист и исламовед. С 1850 профессор Лейденского университета. Известность Д. принесли его труды по истории мусульманской Испании, написанные на основе широкого круга арабских источников, словарь классического арабского языка, а также издание сочинений некоторых средневековых арабских авторов. Член-корреспондент Петербургской АН (1878).

]]>]]>

www.ajir.ru