О достоинстве Рамадана

Читать офлайн:
عن أبي هريرة- رضي الله عنه- يقول: قال رسول الله- صلى الله عليه و سلم-: «إذا دخل شهر رمضان فتحت أبواب السماء, وغلقت أبواب جهنم, وسلسلت الشياطين». رواه الشيخان.
Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда начинается месяц Рамадан, открываются врата небес и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи1«

عن أبي هريرة- رضي الله عنه- قال: قال رسول الله- صلى الله عليه وسلم-: «إذا كان أول ليلة من شهر رمضان صفدت الشياطين, ومردة الجن, وغلقت أبواب النار, فلم يفتح منها باب, وفتحت أبواب الجنة, فلم يغلق منها باب, وينادي مناد: «يا باغي الخير أقبل, ويا باغي الشر أقصر, ولله عتقاء من النار, وذلك كل ليلة».

В другой версии передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, на шайтанов и мятежных джинов накладываются оковы, и закрываются врата Ада, при этом ни одна из его дверей не остаётся открытой, а также отворяются врата Рая, при этом ни одна и его дверей не остаётся запертой. И глашатай взывает:» О, желающий блага, устремляйся. О, желающий зла, отвращайся». И в это время  Аллах освобождает люди от Огня, и так каждую ночь2«.

Слова пророка, мир ему и благословение Аллаха: «О, желающий блага, устремляйся. О, желающий зла, отвращайся» — значат: О, ищущий блага, устремись к совершению всего благого, ведь это как раз его время, и ты получишь большую награду за небольшие усердия. О, ищущий зла, воздержись от него и покайся, ведь это самое подходящее время для покаяния.

عن أبي هريرة — رضي الله عنه-قال: قال رسول الله- صلى الله عليه وسلم-:» أتاكم رمضان, شهر مبارك, فرض الله- عز وجل- عليكم صيامه, تفتح فيه أبواب السماء, وتغلق فيه أبواب الجحيم, وتغل فيه مردة الشياطين, لله فيه ليلة خير من ألف شهر, من حرم خيرها فقد حرم».

Передаётся от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пришел к вам Рамадан, благословенный месяц, Всевышний Аллах предписал вам, в течение него, соблюдать пост. В этот месяц отворяются врата небес, запираются врата Ада, а на мятежных шайтанов надевают кандалы. В этот месяц у Аллаха есть одна ночь, которая лучше чем тысяча месяцев, и тот, кто лишился блага той ночи, тот действительно потерял многое3«.

عن أبي سعيد- رضي الله عنه- قال: قال رسول الله- صلى الله عليه وسلم- : «ان لله عتقاء في كل يوم وليلة لكل عبد منهم دعوة مستجابة». رواه أحمد.

Передаётся от Абу Саида, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «…. воистину, каждый день и каждую ночь Аллах освобождает людей от огня, и у каждого раба Аллаха есть молитва, которая принимается4» .

عن جابر- رضي الله عنه- قال: قال رسول الله- صلى الله عليه وسلم-:» إن لله عند كل فطر عتقاء وذلك في كل ليلة» رواه ابن ماجه.

Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину при каждом разговлении Аллах освобождает людей от огня, и так происходит каждую ночь5» .

Польза и законы, извлекаемые из данных хадисов:

1) В этих хадисах описываются достоинства Рамадана. О его значимости нам говорят те великие события, которые разворачиваются во вселенной: раскрытие небесных врат, запирание адских дверей, закабаление демонов. Это всё происходит в первую ночь Рамадана и продолжается до самого конца месяца.

2)Первый из приведенных хадисов указывает на то, что Рай и Ад уже созданы и существуют в настоящее время, а открытие и запирание их дверей происходит в действительности, и не является аллегорией6.

3) Существуют определённые священные времена в году. Если рабы Аллаха в эти периоды совершают праведные дела, то это является причиной довольства Всевышнего Аллаха. Один из таких периодов — месяц Рамадан.

4) Оповещение людей и поздравление их с наступлением месяца Рамадан разрешается, так как это имеет место в шариате. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, напоминал людям об особом статусе Рамадана, радуя этим сподвижников и побуждая их к праведным делам на протяжении всего месяца. Также не возбраняется желать мусульманам всего хорошего7.

5) Шайтанов в этом месяце садят на цепь, таким образом, их воздействие на сынов Адама ослабевает, для того, чтобы помочь им в совершении праведных дел в это священное время года.

6)Эти хадисы рассказывают нам о милости Аллаха и Его заботе о своих рабах. Он хранит их пост, отводя от них вред мятежных демонов, что бы те не смогли испортить поклонение его рабов в этом благословенном месяце8.

7) В этих текстах мы находим прямое указание на существование шайтанов, которые являются реальными телами, настолько, что их можно посадить на цепь. А также, отсюда мы узнаём, что среди шайтанов есть особая группа мятежников и бунтовщиков, которые и заковываются в кандалы в Рамадане9.

8) Тех великих благ, которыми отличается этот месяц, могут достигнуть те из верующих, кто по достоинству оценили и возвеличили его, выполняя повеления Аллаха. Что касается неверных, которые позволяют себе употреблять пищу в этом месяце, которые не знают его пределов и не ведают его заповедей, то им не будут открыты врата Рая и не закроются перед ними врата Ада, а их шайтаны не будут посажены на цепь и они не заслужат освобождение от огня10 И поэтому, неверный, умерший в Рамадане или в любом другом месяце, заслуживает только наказания и он его получит.

9) Тем мусульманам, которые, подобно неверным нарушают святость Рамадана, можно только посочувствовать. Эти люди преступают пределы дозволенного, либо они совершают то, что аннулирует их пост подчистую, как принятие пищи в дневное время, либо то, что уменьшает награду за него, как сплетня, наговоры на людей, ложь и проведение времени с распутными людьми. Их беда заключается в том, что они не удостоятся великой награде, обещанной Аллахом в этом месяце, и двери Ада останутся распахнутыми перед ними, врата Рая останутся запертыми для них, а их шайтаны будут отпущены на волю.

10) Открытие врат Рая и закрытие врат Ада в Рамадане, не противоречит словам Всевышнего в Коране, когда он говорит нам: «сады Эдема, врата которых раскрыты перед ними». (Сура Ас-Сад; 50) Из этого аята нельзя сделать вывод о том, что двери Рая постоянно находятся в открытом состоянии, а данный аят описывает нам Судный День.

Также нет никаких противоречий между хадисами и аятом, в котором говорится: «Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Огонь. Когда они подойдут к нему, его врата будут распахнуты, и его стражи скажут им: «Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?» Они скажут: «Конечно!» Но сбылось относительно неверующих Слово о мучениях». (Сура Аз-Зумар; 71) Ведь не трудно предположить, что они предварительно могут быть закрыты Аллахом, ведь Он Свят и Велик, делает, что пожелает11.
11) В этих хадисах упоминается о достоинстве ночи предопределения, которая происходит только в Рамадане. Она лучше для поклоняющихся, чем тысяча месяцев, в которых нет ночи предопределения. И кто провёл её праздно и не уделил ей должного внимания, понёс большой убыток и лишился великого блага.

12) В Рамадане Аллах освобождает многих людей от адского огня. И больше всего освобождения достоин тот, кто постится и оберегает свой пост, кто выстаивает свою молитву должным образом, кто не скупится на добрые дела, с любовью к Аллаху, в надежде на Его награду, и страшась Его возмездия.

13) У каждого, кого Аллах освободил в этом месяце от огня, есть ещё и особая награда у его Господа. Это принятая Всевышним молитва. Таким образом, Аллах, Велик Он и Славен, дал рабам своим два превосходных, и несравненных ни с чем, дара. Первый — это спасение от Огня, второй — принятие молитвы.

14) Эти, и многие другие хадисы, говорят нам, что мусульманину надлежит, бережно относится к своему посту, оберегать его от нарушений, либо от тех вещей, которые могут сделать пост ущербным и уменьшить награду за него. Мусульманин должен во время поста с особой бдительностью охранять свой слух, зрение и язык от запретного, что бы достичь освобождения от Ада.

15) Постящемуся следует, как можно больше обращаться к Аллаху со своими просьбами. Ведь молитва постящегося, имеет больше всего прав на принятие её Аллахом.

Линия

  1. Аль-Бухари (1800), Муслим (1079).
  2. Эта версия приводится у Ат-Тирмизи (682) и ибн Маджа (1642), ибн Хузайма счел её достоверной (1883), а также ибн Хиббан (3435) и Аль-Хаким, который сказал, что этот хадис соответствует условиям Аль-Бухари и Муслима (1\582). Шейх Аль-Альбани признал версию Ат-Тирмизи достоверной.
  3. Версия приводится у Ан-Насаи (4\129), у Ахмада (2\230) и Абда ибн Хумайда (1429).
  4. Эта версия приводится у Ахмада (2\254) и у Ат-Табарани в книге «Аль-Аусат»(6\257) с достоверным иснадом. В хадисе речь идёт о месяце Рамадан.
  5. Эту версию приводит ибн Маджа(1642), Аль-Альбани в книге «Сахыху бну Маджа» сказал: хадис достоверный.
  6. Смотри комментарии к ибн Батталю (4\20) и «Аль-Муфаххим» (3\136).
  7. Вопрос о разрешении таких, казалось бы, простых вещей, упомянут в связи с тем, что ислам уделяет большое внимания сохранению чистоты религии, и сохранения её в том виде, в котором её передал нам пророк, мир ему и благословение Аллаха. Поэтому любая вещь имеющая отношение к вопросам поклонения Аллаху, подвергается жёсткому анализу на предмет истинности. Также ислам отвергает любые новшества и все то, что не соответствует Корану и пути пророка, мир ему и благословение Аллаха.
  8. Захират-уль-Укба (20\255)
  9. Смотри предыдущий источник.
  10. Смотри: «Фатава шайх-уль-Ислям» (5\131-474)
  11. Захират-уль-Укба (20\253)

«Избранные хадисы о Рамадане.»
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль.
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов для сайта «Почему Ислам«.



x
Рекомендуем