«Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей» (Коран, сура Свет:55)

Сегодня очень важно понять, что может дать мусульманский мир современному обществу. В чём заключается миссия ислама. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего обратиться к первоисточникам ислама и его многовековой истории. Мы сделаем это, чтобы выявить наиболее характерные черты раннего мусульманского общества, сравнив его и с доисламской эпохой, и с современностью. Это поможет нам лучше понять цели Шариата и уяснить средства их достижения. Это будет интересно и тем, кто не знаком с исламом и находится в плену предубеждений относительно его вероучения и истории.

Пожалуй, мы не совершим ошибки, если начнём описание мусульманского общества с доктрины единобожия — самой яркой заповеди ислама, выраженной в свидетельстве ‘ла илаха илла-Ллах’ — ‘нет божества, кроме Аллаха’. Это первый и важнейший из столпов ислама, разъяснением которого Пророк Мухаммад занимался на протяжении всей своей проповеди. В различных формах это выражение повторяется в Священном Коране тридцать шесть раз. Оно означает, что никто не заслуживает обожествления и поклонения, кроме одного Аллаха. Его право на поклонение вытекает из двух простых истин.

Во-первых, Он один создал Вселенную со всеми её творениями и управляет ими. Он дарует жизнь и умерщвляет, возвеличивает и унижает, одаряет и лишает. Он сменяет день ночью, а ночь — днём, ниспосылает дожди и наводит засуху. Он поддерживает порядок во Вселенной, и ничто не происходит без Его ведома и дозволения. Он создал человека и оказал ему великую милость, наделил его разумом и одарил бесчисленными благами. И поэтому Он один заслуживает того, чтобы человек обращался к Нему с благодарностью и мольбами, надеждой и страхом.

Во-вторых, Аллах обладает самыми прекрасными именами и совершенными качествами. Его милость объемлет всякую вещь, и никто другой не проявляет большей заботы о человеке, невзирая на его упрямство и неблагодарность. Божественные знание, зрение и слух безграничны, и ничто на небесах и на земле не остаётся сокрытым от Него. Он способен на всё, но делает только то, что соответствует Его мудрости, проявляя милосердие к одним и взыскивая по справедливости с других. Никто другой не обладает такими бесподобными атрибутами, и никто другой не заслуживает того, чтобы человек склонял перед ним голову и обращался к нему за помощью.

Неуклонное следование принципам единобожия было главным залогом успеха мусульманской уммы, её прорыва к свету справедливости и знания. Вера в единого Бога освободила разум мусульман из плена суеверий, сдерживавших развитие мысли, и мифов, узаконивавших традиционный общественный уклад. Она избавила аравитян от родоплеменных предрассудков, помогла им критически взглянуть на те устои и обычаи, которым они слепо следовали. Она положила конец духовному порабощению человека человеком и сделала всех людей равными перед Аллахом и перед Его законом.

Роль единобожия в развитии средневекового общества была безмерно велика, и без преувеличения можно сказать, что с ним были связаны все прогрессивные сдвиги в общественном сознании и укладе того периода. В частности, изобличение идеи посредничества между творением и Господом предполагало отсутствие институтов жречества и церкви, благодаря чему возможностей для злоупотребления религиозной властью в исламе было меньше, чем в других религиозных системах.

Осознавая место единобожия в исламской религии, праведные халифы и правители после них придавали первостепенное значение сохранению и распространению монотеистической традиции. Хорошо известна история о том, как во время паломничества халиф ‘Умар ибн ал-Хаттаб, поцеловав Чёрный камень, сказал: «Я знаю, что ты всего лишь камень, который не приносит ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как целует тебя Посланник Аллаха, то не стал бы делать этого!»  [Ал-Бухари, Муслим, Абу Давуд, ат-Тирмизи и ан-Насаи со слов ‘Аббаса ибн Раби‘а. См.: ал-Албани Мухаммад Насир ад-Дин. Сахих ат-таргиб ва-т-тархиб. Эр-Рияд: Мактаба ал-ма‘ариф. Т. 1. С. 10]

Следуя путём Пророка Мухаммада, халиф поцеловал Чёрный камень, ниспосланный на землю из Рая вместе с прародителями рода человеческого и олицетворяющий надежду верующих на возвращение в их первую обитель. Вместе с тем он понимал, что среди паломников было немало неофитов, которые ещё недавно поклонялись камням и деревьям, планетам и огню, вымаливая у них земные блага и надеясь на их покровительство. Поэтому он разъяснил людям, что прикосновение к Чёрному камню и целование его не являются преклонением перед этим беспомощным творением. Так поступают, чтобы продемонстрировать свою верность завету с Аллахом и готовность подчиниться любому Его велению, даже если его смысл им неясен до конца.

Также хорошо известна история о том, как четвёртый праведный халиф ‘Али ибн Абу Талиб отправил своего соратника Абу ал-Хаййаджа ал-Асади с повелением разрушить изваяния, которым поклонялись язычники. Хадис об этом приводится в «Сахихе» имама Муслима. Естественно, мусульмане не разрушали идолов, когда отправлялись с религиозной проповедью или по торговым делам в страны язычников. Подобные действия имели смысл только там, где укрепилась власть ислама и где общество осознавало необходимость искоренения всего, что могло стать искушением для малограмотных людей. Что же касается языческих стран, то там надлежало ограничиться ведением проповеди, разъяснением пагубности идолопоклонства и бесполезности обожествления тех, кто не способен помочь даже самому себе, если на то не будет воли Творца.

В ту пору польза единобожия для личности и общества была очевидна. Ещё были живы свидетели чудовищной несправедливости и глубокого невежества, одобряемого и оберегаемого доисламскими традициями. Достаточно вспомнить страшный обычай погребения девочек заживо, который бытовал в языческой Аравии. Имам ад-Дарими сообщил о том, что к Пророку пришёл какой-то мужчина и сказал: «Посланник Аллаха, мы были невежественными людьми и поклонялись идолам. Мы убивали своих детей. И у меня тоже была дочь. Всякий раз, когда я подзывал её к себе, она радовалась. Однажды я позвал её, и она пошла за мной. Я привёл её к колодцу, расположенному недалеко от моего дома. Я взял её за руку и сбросил в колодец. Последним, что я услышал, были её слова: «Отец, отец!» Посланник Аллаха заплакал, и из его глаз потекли слёзы. Один из сидящих рядом сказал: «Ты огорчил Посланника Аллаха». Пророк сказал: «Прекрати! Он спрашивает о том, что его беспокоит». Потом он сказал: «Расскажи мне твою историю ещё раз». Мужчина пересказал её, и Пророк снова заплакал так, что слёзы из глаз потекли по его бороде. Потом он сказал: «Поистине, Аллах простил людям джахилийи (букв. невежества, т.е. доисламской эпохи) то, что они совершили. Начни жить (букв. совершать свои дела) заново». [Этот хадис приводится только у ад-Дарими. Хусайн Салим Асад сказал, что его передатчики заслуживают доверия, но его иснад отосланный. Ибн Хаджар считал, что здесь речь идёт о тех, кто жил в эпоху отсутствия знаний об истинной религии. Мулла ‘Али ал-Кари в «Миркат ал-масабих» пишет, что Аллах простил людей джахилийи после их обращения в ислам.]

Ислам осудил нравы язычников и положил конец обычаям, умаляющим достоинство и нарушающим права человека. Вера в вечную жизнь изменила мир, вывела народы на новый уровень социокультурных связей. Законы Шариата были обоснованы не только исторической необходимостью — они были скреплены и освящены идеей единого Бога, Творца и Кормильца. Вот как запрет на убиение детей был изложен в Священном Коране: «Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям. И не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием вас вместе с ними» (сура 6 «Скот», аят 151).

Сегодня память о той революции в общественном сознании сохранили лишь немногие. Под влиянием информационных технологий мозаичная картина бытия разбивается на фрагменты, которые человеку не удаётся собрать воедино. Он теряет связь с историей и окружающим миром, в его взглядах не остаётся места для духовности и моральной ответственности. Современное язычество порождает новые культы насилия и потребления, индивидуализма и вседозволенности. Международные финансовые институты превращаются в храмы, стоящие на страже новых «богов», а их жрецы придумывают новые мифы для удержания народов в страхе и неведении.

Отступив от принципов единобожия, человек вернулся к языческим обычаям, облачив их в новую оболочку. Аборты практикуются во многих странах и едва ли считаются предосудительным поступком. Биоэтика занимается далеко не этичной проблемой эвтаназии, обсуждая право человека на смерть! Гуманизм уступает место циничному прагматизму, защищающему интересы новой элитарной касты. Неизменной остаётся одна простая истина — человек нуждается в идее единого Бога не меньше, чем в самом Боге, Его любви, защите и покровительстве.


]]>]]>

9 комментариев

  1. Marina

    А вот стесняюсь спросить — если Умар ибн ал-Хаттаб уже тогда понимал, что Черный камень — это фетиш, то зачем он его вообще целовал? Хотелось бы узнать причину столь сложносочиненной конструкции — сперва поцеловать, а потом пытаться разъяснить не очень понимающим гражданам, что это не правильно. Там написано, что надо следовать велениям Аллаха, даже если ты их не понимаешь, но божественные заповеди разве содержат указания целовать камень?

  2. Абу Ясин

    Здравствуйте Марина, дело в том что чёрный камень это не фетиш как вы сказали, для того что бы разобраться в этом вопросе надо обратиться к словарям и понять, что значит слово фетиш в русском языке, так вот:
    Фетиш — неодушевлённый предмет, наделённый в представлениях верующих сверхъестественными свойствами и служащий, поэтому объектом религиозного поклонения (Словарь религиозных понятий)
    ФЕТИШИЗМ (от франц . fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы… (Большой энциклопедический словарь).
    После этого становится ясно, что чёрный камень фетишем не является, потому что по представлениям верующих мусульман этот камень не обладает сверхъестественными свойствами и поэтому не служит объектом религиозного поклонения у мусульман.
    Что же такое чёрный камень? В одном из углов Каабы имеется вставленный в него камень, черный камень. Этот камень был ниспослан Аллахом из Рая, для того чтобы Ибрахим, мир ему, вставил его в один из углов Каабы для того, что бы тот в свою очередь служил указанием на то, откуда должен начинаться обход вокруг Священного Дома, не более. На тот момент он был ослепительно-белым яхонтом, но почернел от грехов многобожников, которые прикасались к нему продолжительное время. Когда Умар (один из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада, мир ему), обходя вокруг Каабы, поцеловал чёрный камень, то сказал:» Я знаю, что ты просто камень не приносишь ни вреда, не пользы, и если бы не видел, как посланник Аллаха целовал тебя, то никогда бы этого не сделал». Таким образом, Умар, да будет доволен им Аллах, наставлял недавно пришедших в Ислам людей, что бы избавить их от сомнений подобных тем, которые возникли у вас.
    Для чего же Умар целовал этот камень? Ответ на это содержится в словах самого Умара:» и если бы не видел, как посланник Аллаха целовал тебя», таким образом, любое действие пророка которое он совершает, поклоняясь Аллаху, автоматически становится частью шариата. Пророк сказал: «Берите от меня обряды паломничества». Аллах в Священном Коране говорит: «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании».
    Поэтому следуя примеру пророка, Умар совершал паломничество так, как делал его сам пророк, мир ему и благословение Аллаха. Но в силу того, что было много людей, которые только, что приняли религию Аллаха, и не все понятия единобожия укоренились в их сердце, Умар был вынужден объяснить некоторые принципы этой религии. Знаете ли вы какую-нибудь религию на этой земле, руководители которой ничего не объясняют своим последователям? Знаете ли вы какую-нибудь религию, последователи которой сразу всё понимают с пол оборота? Таких религий нет. Поэтому разъяснение вопросов в любой сфере, в том числе и в религии – это обычная практика в этой жизни. Что касается конструкции «действие потом разъяснение», то на сегодняшний день это известно как наиболее удачный педагогический прием, позволяющий наиболее наглядно и доступно, довести мысль до ученика.
    Я конечно не знаю каких убеждений по жизни придерживаетесь вы сами, но я думаю, что эта конструкция более понятна, чем, например: христианское понятие «три в одном», убийство Богом собственного Сына или убеждение православных о том, что до спасения человечества через распятие на кресте, все люди попадали в Ад, вне зависимости от того праведны они или нет, и многое многое другое. Эти конструкции намного тяжелее усвоить разумом, я даже сказал бы невозможно
    Исламские принципы понятны, просты и рациональны.

  3. Marina

    спасибо

  4. Абдульрахим Абдулаев

    Хотел бы у вас спросить: есть версия, что «чёрный камень» имеет метиоритное происхождение. Есть ли данные,опровергающие эту версию?

  5. Ильдар

    Для начала Вы сами докажите вашу «версию»…..

  6. Абдульрахим Абдулаев

    Нет, мне доказывать ничего не надо. Была передача о стероидах и метеоритах. Учёный говорил о тех из метеоритов, которые упали на землю: тунгузский, мекканский… Проводились ли исследования камня? Есть ли какие-то опровержения сегодня со стороны учёных, не основанные на чувствах, естечственно, но весомые?

  7. Ильдар

    Я вот почему-то не верю Вам. Что за передача? что за ученый?

  8. Абдульрахим Абдулаев

    Пару недель назад по телевизору видел. Вы,наверное, просто никогдане слышали, что «чёрный камень» может быть метеоритного происхождения? Если нет, то я снимаю свой вопрос, я думал, вы знаете что-то об этом

  9. erty root

    больше интересна сутьэтих черных камней. вот, берутся из ниоткуда. и куда деваются история умалчивает. а он точно был??